Безостановочное течение времени – удивительное свойство нашего мира. Каждая следующая секунда нашей жизни не похожа на предыдущую, мы неустанно несемся вперед и не можем вернуться в прошлое, даже если этого очень хочется
Приятно отметить, что сюжетный ход с «временной петлей» если не придумали в СССР, то применили одними из первых именно в советском кино. Картина «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко стала знаковой лентой – начавшаяся перестройка позволила экспериментировать с жанрами и переосмысливать тревожное послевоенное прошлое, и эти два фактора помогли стать картине едва ли не прокатным лидером 1987-го. Два главных героя фильма волею судеб переносятся в 1949 год, где им раз за разом приходится переживать один и тот же день. Странный подарок вселенной мужчины используют по-разному, но одинаково проявляют стремление стать лучше, исправить ошибки прошлого и использовать остановившееся время с пользой.
Классическая комедия Гарольда Рэймиса «День сурка» – первое, что приходит в голову большинству поклонников кино при разговоре о сюжетах с петлями времени. Этот фильм действительно многим даст фору: он и остроумен, и трогателен, и даже чуточку философичен – все-таки главному герою приходится испытать себя во многих ипостасях, а выход из временной ловушки он нашел, только «очистившись» от дурных мыслей и избавившись от напускного цинизма и мрачности. К радости зрителей, до того как стать положительным обаяшкой, персонаж Билла Мюррея успел натворить немало дел, так что картина ни на секунду не заставляет скучать, несмотря на многократные повторы одной и той же сцены пробуждения.
Пока Билл Мюррей получал удовольствие от нахождения в одном и том же Дне сурка, его старинный приятель и коллега Джеймс Белуши предпочел сняться в «циклическом» триллере. Картина «Провал во времени» не стала кинотеатральным хитом, но получила немало лестных критических отзывов, а для поклонников научной фантастики стала приятным подарком. В какой-то мере сюжет ленты базируется на знаменитом «эффекте бабочки» – главная героиня, пытаясь предотвратить преступление, возвращается в прошлое, но оказывается неспособна что-то улучшить, наоборот, с каждой новой попыткой жертв становится больше. Белуши с удовольствием вырвался за пределы комедийных образов и украсил картину своим присутствием – ему досталась роль убийцы, ради такого можно повторить некоторые сцены по несколько раз.
Постановщик Том Тыквер никак не объясняет временную петлю, заложницей которой становится главная героиня его картины «Беги, Лола, беги», – возможно, «новые жизни» выдаются ей самой судьбой, а может быть, так в представлении авторов себя проявляет настоящая любовь. Как бы то ни было, заглавная Лола получает три попытки на спасение своего бестолкового дружка, умудрившегося потерять большую сумму чужих денег. Энергичный триллер открыл остальному миру не только оригинального постановщика, но и двух звезд германского кино, получивших пропуск в Голливуд, – Франку Потенте и Морица Бляйбтроя. Вот кто совершенно точно воспользовался выпавшим шансом сразу и на все 100%.
Если в части представленных в нашем сегодняшнем списке фильмов главному герою, чтобы вырваться за пределы петли времени, нужно спастись от убийцы, то в хорроре «Треугольник» ведущему персонажу придется действовать на опережение. Попавшая во временную петлю на безлюдном океанском лайнере Джесс получает странную инструкцию: ей нужно избавиться от непрошеных гостей, и тогда она сможет вернуться домой к сыну, однако «заказаны» ей оказываются не злодеи и незнакомцы, а друзья и… она сама, прибывшая на судно. Ладно скроенный мистический триллер до самого финала держит в напряжении и ловко закольцовывается в финале – почти идеальный timeloop.
Режиссер Дункан Джонс громко заявил о себе камерной фантастической драмой «Луна 2112», в которой «использовал» малюсенькие декорации, немного графики и всего одного актера в кадре – Сэма Рокуэлла. Поклонникам фантастики было небезынтересно посмотреть на вторую картину амбициозного автора, и Джонс не подкачал – куда более «богатый» и живой «Исходный код» продемонстрировал недюжинное мастерство рассказчика. А материал был непростой – кино рассказывает о солдате, разум которого помещается в тело человека, едущего в скоростном экспрессе, который вот-вот превратится в «поезд в огне». У главного героя есть всего восемь минут на то, чтобы разгадать, кто минер, но большой запас попыток, а затем появляется и благородная цель спасти если не всех, то хотя бы очаровательную попутчицу.
Детективный триллер Роуэна Жоффе «Прежде чем я усну» эксплуатирует несколько отличный от других представленных здесь сюжетный прием – в его фильме главная героиня оказывается не во временной петле, а в плену свой сложной психологической травмы, она каждое утро просыпается с «обнуленной» памятью. В результате изо дня в день повторяется одна и та же картина: супруг пытается объяснить происходящее, доктор успокаивает и говорит о лечении, к вечеру все устаканивается, но утро запускает процесс на новый круг… До тех пор пока героиня не начинает догадываться, что такое ее состояние вовсе не случайно, и не оставляет себе подсказки, чтобы утром стартовать не с чистого листа.
Герои мистического триллера «Лимб» постановщика Винченцо Натали живут в странном мире: дом их наполнен призраками, в комнатах чувствуется незримое присутствие посторонних, а покинуть его никак нельзя – за окном стоит непроглядный туман. Хуже всего то, что юная Лиза, главная героиня ленты, однажды осознает, что ее семья постоянно проживает один и тот же день – она просыпается по одному и тому же сигналу, слышит одни и те же слова матери, наблюдает одинаковую реакцию отца. Разгадка оказывается ужасной: Лиза понимает, что, как и вся ее семья, она давно мертва, но остановилась на полпути к загробному миру, в своеобразном лимбе-чистилище, где души заперты злобным серийным убийцей и вынуждены постоянно проживать свой последний день на земле.
Достигнув своего совершеннолетия, Том, главный герой мелодрамы «Бойфренд из будущего», обнаруживает у себя уникальную способность управлять временем – при желании он может вернуться в прошлое на несколько часов назад и тем самым избежать неловких поступков, исправить неосмотрительно сказанные слова или успеть приобрести подарок к забытой дате. Не то чтобы это приводило к петлям вроде тех, что показаны в «Дне сурка», но порой удивительный талант героя порождает комические ситуации, особенно если учесть, что таким же умением обладает и отец Тома, который тоже не всегда все делает с первого раза.
Война – дело неблагодарное, того и гляди тебя убьют, и поминай как звали. К счастью для героя Тома Круза, в научно-фантастическом боевике «Грань будущего» у него имеется в запасе практически неограниченный запас жизней, вот только прожить их нужно с умом – например, спасти планету от нашествия злобных инопланетян. Режиссер Даг Лайман известен страстью к замысловатым сюжетам, но в «Грани» он, кажется, превзошел себя – фанаты фильма до хрипоты спорили о логике временных петель и интерпретации концовки картины, но именно эта нетривиальность делает картину достойной неоднократного просмотра.
Картина Тима Бертона «Дом странных детей мисс Перегрин» задумывалась как начало большой фэнтезийной франшизы, но не самые впечатляющие кассовые сборы, скорее всего, поставили крест на продолжениях. Это, впрочем, не мешает нам насладиться одним из самых красочных примеров эксплуатации темы «петли времени» – главные герои фильма живут в особняке, который в нашей реальности был разрушен авиабомбой во время Второй мировой войны, но в параллельной реальности дом удалось сохранить благодаря способности его хозяйки поворачивать время вспять. Необычные дети, собранные в особняке, оказываются в своеобразной ловушке, и спасти их сможет только мальчик, обладающий уникальными суперспособностями.
Мальчишник для Роба Андерсона заканчивается катастрофой – влюбленный мужчина на утро свадьбы просыпается абсолютно голым в незнакомом месте. Жених торопится на церемонию, но успеть в срок, когда тебя норовит остановить охрана и полиция, а одеждой делиться никто не торопится, не так-то просто, однако опоздание дает Робу новую попытку – с ударом колокола церкви мужчина снова оказывается голым на полу лифта отеля. У героя комедии «Голышом» нет столько времени, сколько было у персонажа «Дня сурка», но и за отведенное ему время Рой успевает научиться многому, а главное – понять, чего от него хочет вселенная.
Главная героиня драмы «Матрица времени» трагически погибла в автомобильной аварии, когда возвращалась домой после вечеринки, однако ее жизненный путь на этом не остановился – после своей смерти Сэм просыпается в собственной постели за день до злополучной поездки. Как бы девушка ни старалась, повторяющийся раз за разом день завершается трагически, а значит, ей нужно не избежать смерти, а исправить что-то в собственной жизни и жизни своих близких. Картина получилась по-хорошему «девичьей», но кто сказал, что девушкам хочется изменить что-то в своем прошлом реже, чем парням?