Неожиданно удачная инкарнация сюжета о расщеплении сознания в духе «Бойцовского клуба», делающая несколько захватывающих твистов по ходу действа. Бодрое, молодежное кино, смелое и вкусное
Бенджамин – самый незаметный человек в Берлине. Еще в школе на него перестали обращать внимание сверстники, а уж во взрослой жизни он и вовсе слывет пустым местом. Но лишь до тех пор, пока Бенджамин находится вне компьютера, в виртуальной среде он – настоящий король взломов и хакерских атак по кличке КтоЯ. Следуя повсюду за своим виртуальным кумиром Мистером Икс, Бенджамин знакомится с компанией хакеров, возглавляемых энергичным Максом. Вместе четверка взломщиков становится силой, перед которой нет преград, и очень скоро группа оказывается под прицелом полиции и хакеров-конкурентов. Но, как и любой хитроумный манипулятор, Бенджамин продумывает свои действия на несколько шагов вперед и ведет партию к победе даже тогда, когда кажется, что он уже попался.
Немецкий кинематограф, в отличие от французского, к примеру, не слишком часто балует российского зрителя своими мейнстримовыми образчиками. Фестивальное кино – пожалуйста, по несколько раз в год. Комедии Тиля Швайгера – получите, распишитесь. Но вот то, что действительно трогает немецких молодых зрителей, делающих основную кассу кинотеатрам, мы видим нечасто. Под названием «Кто я» прячется не просто кино, это один из чемпионов проката Германии, яркое, энергичное, эмоциональное кино, адресованное насмотренной публике, знакомой с Интернетом и соцсетями. То есть для таких же завсегдатаев российских кинотеатров, как и их немецкие сверстники. Самое время разобраться, что хорошо немцу…
А немцу хорошо, когда ему рассказывают о том, как уязвимы все его данные в сети Интернет. Казалось бы, таких фильмов о хакерах пруд пруди, но «Кто я» здесь соблюдает весьма изящный баланс между тем, чтобы изображать супервзломщиков, которые тремя аккордами клавиатурных клавиш взламывают коды Пентагона, и банальными воришками, ворующими аккаунты в «Одноклассниках». Кибергруппа Clay, в которую оказался втянут Бенджамин, занимается яркими, но по большому счету безобидными преступлениями, направленными против системы, а не человека. Ребята то влезут на конференцию неонацистов, чтобы подпортить им рекламный ролик, то заберутся на серверы немецкой биржи и состроят веселый график из колебаний торговых индексов, а то заставят окна офиса фармацевтической компании кричать о том, что химики проводят опыты над животными. «Ну и что же тут криминального?» – сказала бы певица Аллегрова и была бы права, но лишь до поры до времени.
Деятельность героев со временем выходит за границы простого баловства и хвастовства, далее следуют настоящие киберпреступления, которые приводят к жертвам. Незаметные герои превращаются в подлинную сокрушительную силу. На этом месте из «Кто я», как оборотень из одежд человека, начинает выползать «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера. Постановщик Баран бо Одар даже не пытается скрывать того, что картина его явно идет путем Тайлера Дардена, – в комнате героя висит плакат фильма по книге Паланика, один из эпизодов повторяет знаменитую сцену начальных титров «Клуба». И это не выглядит пошло, пожалуй, это даже интригует. И, к удивлению зрителей, это лишь верхушка айсберга. К финишу авторы выходят к идее вымышленных персонажей, аналогично уже упомянутому Дардену, но оригинально обыгрывают эту фишку, оставляя открытым финал.
Дает ли удачный парафраз «Бойцовского клуба» достаточно оснований для того, чтобы считать «Кто я» хорошим фильмом? Безусловно, определенный интерес картине это придает – как минимум ленту хочется пересмотреть, чтобы, как и в случае с Финчером, проверить, действительно ли герой общается с внутренними демонами. С другой стороны, с гениальностью «Клуба» «Кто я» поспорить не может – он недостаточно компактен, слишком затянут, часто делает излишние сюжетные зигзаги и временами пускается в ненужные рассуждения. Создателей картины стоит похвалить за оригинальный подход к изображению виртуального пространства, но и отшлепать за сюжетную пробуксовку с явно лишней личной линией инспектора Линдберг стоило бы. Ленту временами шатает, как пьяного матроса, но на финише она обретает предельную концентрацию – даром что до этого кто-то уснет, а кто-то сбежит из зала.
Впрочем, те, кто досмотрят, не останутся разочарованы. Поначалу действительно сложно понять, что же в этом фильме нашли для себя немцы. Да, он интересен, но не более чем сотни подобных картин, выходящих в Голливуде. Концовка же по-настоящему будоражит, финальные клифхенгеры по-прежнему работают. И пусть в «Кто я» нет Брэда Питта, в нем не рушатся небоскребы под песню Pixies, а в основе не лежит культовый роман – подобная перезагрузка привычного сюжета порой идет на пользу. Смелость берет города, Баран бо Одар рискнул и не промахнулся. Тайлер Дарден одобрил бы и рассказал другим, наплевав на первое правило клуба.