Лена Крылова, «Карнавальная ночь» (1956)
«Карнавальная ночь» – полнометражный дебют Эльдара Рязанова, одного из самых известных советских режиссеров, и вторая актерская работа юной Людмилы Гурченко. Ее Леночка Крылова навсегда вошла в историю – девушка мгновенно покорила зрителей своими пышными юбками до щиколоток, узкой талией и очаровательными кудряшками. Музыкальный фильм Рязанова стал лидером проката, а позже был признан одним из символов начинающейся «оттепели». «С новым счастьем!», «А будет оно?» – говорят друг другу персонажи Людмилы Гурченко и Юрия Белова. Хочется думать, что обязательно будет! Как отказаться от веры в прекрасное будущее, когда все вокруг сверкает и поет?
Белка, «Летят журавли» (1957)
Заплаканное и встревоженное лицо Татьяны Самойловой, бегущей через толпу на перроне, – больше, чем финальный кадр из монументального фильма. Горькая тревога целой эпохи и трагедия поколения запечатлена на пленке режиссером Михаилом Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским. Вероника, или, как ласково называл возлюбленную Борис – Белка, одновременно и образ метафорический, поэтический, героический. И девушка близкая и земная, узнаваемая и «вечно живая», как название пьесы Виктора Розова, которая легла в основу картины. Без Белки, смешливой и смелой, невозможно представить ни советское, ни мировое кино, ни великих женщин на больших экранах.
Тося Кислицына, «Девчата» (1962)
Повариха Тося Кислицына (Надежда Румянцева) приезжает из южного Симферополя в заснеженный уральский леспромхоз и с первых же минут дает понять окружающим – она не такая, как остальные. Тося много шутит, отказывается следовать глупым правилам, с удовольствием ест батон с вареньем, не боясь потолстеть, громко включает музыку, когда хочет танцевать и не стесняется бросаться радикальными заявлениями. «Я вообще не хочу замуж! Одной спокойнее» – Кислицына не проводит часы перед зеркалом, не ищет свиданий. Где это видано, чтобы советская девушка вела себя подобным образом? Фильм Юрия Чулюкина мгновенно вызвал симпатию среди зрителей и подарил Надежде Румянцевой прозвище «Чаплин в юбке». Ярко? Не то слово!
Надежда Петрухина, «Крылья» (1966)
По оживленной улице уверенно идет женщина. Ее зовут Надежда Петрухина (Майя Булгакова). В прошлом военная летчица гвардейского полка, ныне – директриса в ремесленном училище. Время идет, но для Нади оно остановилось в тот миг, когда она, совсем еще юная летчица, вступила в войну. Как найти себя в этой новой, совершенно непривычной мирной эпохе? В драматической картине молодой постановщицы Ларисы Шепитько «Крылья» на первом плане сложная, непонятая женщина, столкнувшаяся с тотальным непринятием со стороны окружающих. Она страдает от своей неприкаянности и часто впадает в отчаяние, но не знает, как объяснить внутреннюю боль. Петрухина оказала большое влияние не только на зрителей, но и на саму Майю Булгакову – актриса признавалась, что после завершения съемок смогла осознать, как важно во что бы то ни стало пытаться находить себя в настоящем.
Нина, «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)
«Спортсменка, комсомолка и просто красавица» – главная героиня эксцентрической комедии Леонида Гайдая Нина (Наталья Варлей) с первого появления поразила не только Шурика и его осла, но и многомиллионную аудиторию, с замершим дыханием следившую за каждым движением девушки. Улыбка, брюки капри, топ с квадратным вырезом, тканевые кеды и легкие танцевальные па – Нина только выглядит хрупкой. На деле же она легко может постоять за себя и заставить похитителей играть по ее правилам.
Клавдия Вавилова, «Комиссар» (1967)
Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) – образ женщины сильной, но раздираемой сомнениями. С одной стороны, она видит, что можно быть счастливой и без борьбы, а с другой – знает, что такое счастье скоротечно и иллюзорно. Раз – и нет перед ней Ефима и Марии, два – нет и самой Клавдии. Поэтому главная героиня единственного фильма Александра Аскольдова – комиссар Красной армии – оставляет недавно родившегося ребенка и снова берется за оружие. Кто, если не она, защитит его и миллионы других людей, не способных дать отпор? За эту роль Нонна Мордюкова была включена в двадцатку самых выдающихся актрис XX века по мнению составителей британской энциклопедии Who is Who…
Полный текст читайте на страницах Printed.