Насколько хороша картинка этого японского фантастического мультфильма, настолько же бездарен ее абсурдный сценарий
Прошли многие столетия с тех пор, как люди расселились по Галактике. Истощив ресурсы освоенных им звездных систем, человечество начало вымирать. Теперь люди стремятся назад на Землю, но после долгой и кровопролитной войны за Солнечную систему правящая человечеством организация «Гайя» объявила колыбель человечества закрытой для посещений святыней. Лишь один человек осмелился бросить вызов «Гайе» – загадочный космический пират Харлок, бессмертный обладатель неуязвимого для врагов крейсера «Аркадия». Решив подточить команду Харлока изнутри, командующий флотом «Гайи» внедряет во вражеский экипаж своего младшего брата Яму. Тот, однако, вскоре попадает под обаяние доблестных и беззаветно верных своему предводителю пиратов.
В 1970-х Японию охватила Мацумото-истерия. Детей и подростков за уши нельзя было оттащить от комиксных «космических опер» Лейдзи Мацумото, которые издавались солидными тиражами и неоднократно экранизировались. Одной из этих «опер» была сага о космическом пирате Харлоке – своего рода звездном Робин Гуде, героически сражавшемся с захватившими Землю инопланетянами (Харлок был пиратом лишь с точки зрения оккупантов). В 1980-х популярность творений Мацумото увяла, но на нет она не сошла. Мейнстрим просто превратился в культ, причем не только в Японии, но и во Франции, Канаде, Италии. Так что истории о Харлоке продолжили создаваться и выходить – преимущественно в виде мультфильмов.
Прошлогодний «Космический пират Харлок» – самая размашистая и дорогостоящая на сегодняшний день попытка подружить легендарного героя с большим экраном (фильм обошелся инвесторам в 30 миллионов долларов, колоссальные по японским меркам деньги). В отличие от предыдущих мультфильмов о Харлоке, это не рисованная, а компьютерная анимация, схожая по стилю с роликами высокобюджетных японских видеоигр вроде последних серий Final Fantasy. Это весьма своеобразный и эффектный стиль, сочетающий графические традиции рисованного аниме с фотореализмом современного компьютерного моделирования. Авторы нового «Харлока» уже не первый год работают над подобными проектами (режиссер Синдзи Арамаки еще в 2004-м поставил научно-фантастический компьютерный мультфильм «Яблочное зернышко»), и выглядит картина превосходно. Привлекательные персонажи, внушительные городские и горные пейзажи, гигантские космические корабли, грандиозные межзвездные битвы… Чуть ли не каждый ключевой кадр «Харлока» можно распечатать и повесить на стену, чтобы любоваться им как произведением искусства.
К сожалению, на этом достоинства ленты заканчиваются. Сохранив лишь несколько основных элементов цикла и кардинально изменив сюжет «Харлока» и мотивации его героев, сценаристы картины превратили неустрашимого борца за свободу в помесь Усамы бен Ладена с Кощеем Бессмертным. Чем, например, плоха «Гайя»? Вплоть до самого конца ленты, когда у этой организации буквально срывает предохранители, «Гайя» не совершает ничего злодейского. Да, она не пускает людей на Землю, но у нее есть на то очень веские (хоть и тайные) причины. Так что многолетний кровопролитный бунт против «Гайи» предстает не борьбой за все хорошее, а чистой воды терроризмом. Даже фильм признает, что Харлок перегибает палку и что он фанатик, готовый убивать ради не стоящих этого абстрактных целей и пустословных идей. Тем не менее лента представляет пирата не злодеем, а героем. Или по крайней мере антигероем, которым основной персонаж фильма Яма без устали восхищается. При этом бессмертие Харлока и неуязвимость «Аркадии» начисто лишают их битвы драматизма. Да, круто смотреть, как один корабль с развевающимся пиратским флагом (космооперная физика, не обращайте внимания) кромсает целый флот. Но что в этом такого, если «Аркадия» порой просто таранит врагов и спокойно летит дальше? Экшен не стоит потраченных на него денег, если зрители не верят, что герои рискуют жизнью и в любой момент могут погибнуть.
Чем еще плох сценарий «Харлока»? Общей невменяемостью и произвольностью происходящего, гипертрофированным пафосом, использованием научных терминов без понимания их сути, чересчур стремительным развитием событий (когда герой переживает существенную психологическую трансформацию, у него должно быть для этого достаточно времени), полным отсутствием юмора, а также теплоты и душевности… Синдзи Арамаки по первой профессии – дизайнер фантастической техники, и его фильмы уже не в первый раз получаются красивыми, но не живыми и даже не захватывающими в том смысле, в каком захватывают блокбастеры а-ля Майкл Бэй. «Харлок» – как раз такой мультфильм, диаметральная противоположность очаровательного «Светлячка» Джосса Уидона.