Криминальная комедия "Залечь на дно в Брюгге" с Колином Фаррелом и Рэйфом Файнсом оказалая смешной трагедией про киллеров и совесть.
Два ирландца оказываются в Брюгге и вынуждены жить в одной комнате – все отели на Рождество забиты. Унизительно для любой пары гетеросексуальных мужчин, тем более – для пары киллеров. Но приказ есть приказ, босс отправил их в отпуск – лечь на дно и отсидеться после того, как они очень сильно наследили в последнем деле.
Старший (Брендан Глисон) чинно осматривает достопримечательности. Младший (Колин Фаррелл) воет от скуки, пока не знакомится с карликом – артхаусным режиссером, и его помощницей-красавицей, за которой немедленно начинает ухаживать. Потом, правда начальник (Файнс) поручает старшему киллеру убить младшего, а когда тот отказывается, жертвует рождественскими каникулами и едет разбираться.
Смешно, правда? Синопсис, плакат, даже трейлер к «Залечь на дно в Брюгге» /In Bruges/ (2008) выглядит так, словно их сделали для комедии в духе Тарантино и Гая Ричи. Но не верь глазам своим --это совсем другое кино. Мартин МакДонаф, молодой ирландский драматург и режиссер, дебютировал этой историей в полнометражном кино (получив несколько лет назад "Оскара" за короткометражку с Бренданом Глисоном). Вообще-то он пишет пьесы из современной жизни, заставляет героев говорить живой сочной речью с местечковыми акцентами и славится, как комедиограф, злой и наблюдательный. Это, в общем, заметно: раньше нам таких убийц не показывали.
Убийцы – обычные английские (ну хорошо, ирландские, разница не такая большая, как им бы хотелось) гопники. Съездите в отпуск в дешевый тунисский или кипрский отель, и вы их там найдете: шесть кружек пива подряд, полторы пачки сигарет в день, красная обгоревшая (в нашем случае – синеватая и промерзшая кожа) и сбитые костяшки на руках – эти люди любят подраться. Герои фильма – тоже очень простые парни, с таким же успехом могли бы работать торговыми представителями или рабочими на рыбзаводе. Они, правда, разговаривают почти исключительно матом, в среднем по одному "факу" в минуту. Ну, так в отпуске все так говорят, правда? Вот еще смешная шутка: один из убийц в какой-то момент заявляет, что любит свою работу. А что? Ездишь по всему миру, встречаешься с интересными людьми и всех их валишь, почти как у Стэнли Кубрика.
Старший все-таки поумней и слегка остепенившийся, иногда (особенно когда делать нечего, кроме как ходить в красивые готические храмы) думает о Боге и загробном воздаянии – но так, лениво. Пиарщики или телефонные сэйлсмены, наверное, тоже понимают, что попадут в ад, но не бросать же им из-за этого работу.
Все меняется, когда младший находит любовь всей жизни, а старший начинает испытывать к младшему отцовские чувства. У гопников открываются глаза и следующие примерно сутки они проживут настоящую жизнь, со страстями и самопожертовованием. И если раньше казалось, что комедия про киллеров, случайно убивших собственного осведомителя и вынужденных вычищать его мозги с заднего сиденья – верх дикости, то это неправда.
Оказалось, что высокая трагедия о нравственности и страданиях, любви и самопожертвовании на примере двух наемных стволов и одного жмура – нечто гораздо более странное, хоть и не столь увлекательное.