Красиво снятая и великолепно разыгранная классическая история о доме с привидениями, удачно разбавленная экзорцизмом в полевых условиях
Перебравшись в новый дом, семья Перрон обнаруживает неприятное соседство – в доме хлопают двери, по комнатам разносится гнилостный запах и холод, детей пугают неожиданные отражения и невидимые «приятели», на теле миссис Перрон появляются таинственные кровоподтеки. Неудобства можно было бы стерпеть, если бы потусторонние гости не начали причинять девочкам вред. Тогда Перроны обращаются к супругам Уоррен, медиуму и священнику, занимающимся изучением и изгнанием злых духов. Однако на сей раз противником экзорцистов выступает сущность, справиться с которой может оказаться не по силам даже самым опытным специалистам.
В жанре фильма ужасов довольно непросто выделиться чем-то принципиально новым. За сотню лет кинематографа режиссеры перепробовали, кажется, почти все, как в сценарном, так и в визуальном плане. Теперь пришла эпоха, когда нахрапом зрителя уже не возьмешь, и создателям добротного хоррора нужно буквально по кирпичикам собирать свой фильм так, чтобы остаться на плаву. Джеймс Ван в этом деле игрок опытный – на минутку, именно он создал одну из главных хоррор-франшиз нашего времени, «Пилу». Поэтому от него ждешь особенно кропотливой работы, тем более что свою увлеченность каждым из проектов Ван блестяще доказал.
Что же приготовил Джеймс Ван в новом фильме? А приготовил он блестящее сочетание трех, пожалуй, самых любимых в последнее время поджанров мистического хоррора. Во-первых, «Заклятие» – это классическая история дома с привидениями, с таинственным подвалом, зловещими шкафами в комнатах, громыхающими дверями и пугающими неожиданной остановкой часами. Во-вторых, это парафраз «Изгоняющего дьявола» или, что более современно, «Последнего изгнания дьявола» – к этому ритуалу интерес зрителей не ослабел даже после относительно слабого второго «Последнего изгнания» или совсем беспомощной «Одержимой». Ну а в-третьих, в фильме присутствуют и отсылки к так полюбившимся зрителям в последние годы рассказам о попытках запечатлеть потустороннее на пленку, не важно – фото, видео или аудио. Тут вам и привет «Паранормальному явлению», и кивок в сторону «Репортажа», и поклон недавней «Квартире 143», если хотите. Герои бродят по темным лестницам и в исступлении читают заклинания изгнания духа, не забывая все это документировать на фотопленке и аудиокассетах.
Однако искушенный зритель знает – чтобы вдоволь напугаться, нужно не просто насмотреться на искореженные рожи монстров. Для полноты эффекта желательно сопереживать героям. И вот тут перед Джеймсом Ваном стоит снять шляпу – его персонажи отлично сыграны, а потому воспринимаются как свои уже с первых минут картины. Это особенно касается пары Фармига-Уилсон, но не подкачали и «жертвы» призрака – Рон Ливингстон, правда, традиционно работает на втором или даже третьем плане, а вот Лили Тейлор взяла на себя тяжкий груз самого эмоционального героя фильма и справилась с этим на твердую «пятерку». Кроме того, обратите внимание на Джои Кинг, играющую Кристину. Мы только что любовались ей в «Штурме Белого дома», вот и сейчас она смело тянет одеяло на себя. Кажется, на горизонте появилась новая Хлоя Моретц.
Ну и наконец мы подошли к определяющему пункту для хоррора – страшно или не страшно. Однозначно ответить на этот вопрос непросто. Ван тщательно выстраивает повествование, геометрически безупречно конструирует сцены и кадры, поэтому предугадать момент появления призрака или громогласный «бу»-момент (коих, кстати, не очень много) искушенный в жанре зритель сможет на раз. Однако это не делает фильм менее страшным. Даже если предполаешь, где и когда в кадре появится что-то жуткое, всегда остается место для собственных глубинных страхов, до которых рука Вана дотягивается то музыкой, то визуальными эффектами, то резким монтажом, то неожиданным взрывом экшена. Жутковато. Жутковато даже для самых циничных поклонников ночных поскрипываний и подвальных покашливаний.
Оглядываясь на первую половину года, которая не слишком баловала качественными ужастиками, приходится констатировать: «Заклятие» – то самое зрелище, по которому истосковались поклонники лучших образцов историй о таинственных домашних гостях, из-за которых ночью потом страшно высунуть из-под одеяла даже кончик носа.