Многожанровая камерная трагикомедия о столкновении учителя с бывшей ученицей сочетает в себе элементы триллера, сатиры и романтической истории – весьма значительная работа для режиссера-дебютанта
Многожанровая камерная трагикомедия о столкновении учителя с бывшей ученицей сочетает в себе элементы триллера, сатиры и романтической истории – весьма значительная работа для режиссера-дебютанта.
Конец учебного года, преподаватель Виталий Борисович Федоров уже едва справляется с накопившейся усталостью. Возвращаясь с очередного родительского собрания домой, мужчина внезапно оказывается жертвой нападения таинственной незнакомки – девушка вырывает портфель и убегает. Настичь воровку Федоров смог, но поимка обернулась неприятным открытием – преступница угрожает местью за давно прошедшую школьную влюбленность смертью не только мужчине, но и его семье. Озадаченный Виталий Борисович приводит связанную Светлану к себе домой, где на семейном совете Федоровым предстоит решить, что же делать с богатой на выдумку и жестокие шутки девушкой.
В отличие от своих западных коллег, российские актеры нечасто берутся сами руководить съемочным процессом, предпочитая оставаться внутри кадра, а не за его пределами. Из недавних достаточно заметных режиссерских работ действующих звезд экрана в России можно вспомнить лишь «Двух женщин» давно практикующей постановку Веры Глаголевой да экспериментальный короткий метр Григория Добрыгина, вошедший в сборник «Новые русские». Именно от этого «безрыбья» режиссерский проект Сергея Пускепалиса «Клинч» вызвал интерес еще на этапе подготовки к съемкам. Сейчас фильм добрался до кинотеатров и оказался вполне достойным просмотра.
От редко, но крайне обаятельно улыбающегося Пускепалиса отчего-то ждешь какой-то если не «чернухи», то серьезной драмы, пронзительной истории человеческих взаимоотношений или, наоборот, одиночества. И «Клинч», предательски отнесенный прокатчиками к жанру драмы, изначально настраивает на тяжелые раздумья о проблемах школы, столкновении отцов и детей и смешении социальных слоев. Зритель подспудно ожидает очередного «Розыгрыша» или «Дорогую Елену Сергеевну» (на «Доживем до понедельника» мы уже и не надеемся), но уже через четверть часа просмотра оказывается в совершенно невероятном новом мире, в абсурдистской вселенной гротескового столкновения настоящего и прошлого, в тягостном сне, который не желает заканчиваться, в смешном, но одновременно жутком мире, который порой оказывается реалистичнее любого натурализма.
Наибольшей удачей и сценариста Алексея Слаповского, и режиссера Сергея Пускепалиса можно считать серьезность, с которой они подошли к рассказу. «Халявность» российских комедий часто с потрохами сдает их общая небрежность – тут не доиграли, тут сэкономили на костюмах, гриме, декорациях, здесь отделались дежурными шутками, от этой сюжетной дыры решили не избавляться. «Клинч» же, в отличие от многих других лент, выглядит творением цельным, продуманным и действительно выстраданным – ведь ситуацию для своих героев постановщик создал непростую, однозначно выигрышного выхода из нее действительно нет. Отсюда и несколько скомканный, идеалистический финал – хотелось, очевидно, добавить величественности последним минутам, в общем-то, никчемных героев.
Чтобы не раскрывать всех поворотов сюжета, мы не станем подробно описывать этих героев, но отметим невероятно яркую, обнажающую нервы игру Аси Домской, дебютантки большого кино. Порой она, безусловно, переигрывает, временами ее кривляния в образе Светы/Виты кажутся излишними, но без этого «энерджайзера» «ракета» «Клинча» не сдвинулась бы с места. Словно ее мрачное отражение действует в кадре Алексей Серебряков, один из самых мощных и глубоких современных российских актеров. Крайне интересно наблюдать за изменениями внутри его героя – из мелкого человечка, ненавидящего жизнь, он превращается то в самца, защищающего дом, то в хладнокровного преступника, готового живьем закопать человека, то в неисправимого романтика, каковыми продолжает вертеться земля. Камерный «Клинч» позволяет двум актерам высвободить всю накопленную страсть, ударить с экрана, схватить зрителя за грудки и здорово встряхнуть, заставляя невпопад смеяться и грустить.
Впрочем, остались к фильму и претензии. В первую очередь касаются они некоторой несмелости авторов – тот же Жора Крыжовников в своем «Нечаянно» не стал стыдливо прикрывать нездоровое звериное начало человека, его безразличие к чужой жизни и смерти, а Пускепалис соломку себе подстелил. Чуть раздражающа иногда была работа оператора, все-таки «Клинч» – не «Трансформеры», чтобы так размахивать объективом. Однако в целом работа Пускепалиса, Серебрякова и Домской оставила очень приятное впечатление. Пусть зрители поспорят о том, драма это или комедия, чего в фильме больше, реальности или абсурда, какой должна быть концовка, мрачной или жизнеутверждающей, – мы лишь констатируем, что в России еще один актер проявил недюжинный режиссерский талант. И на этом основании «Клинч» можно объявить победой.
С 22 октября в кино.