Набор не самых выдающихся короткометражек украшен отличным настроением, прекрасной операторской работой и несколькими удачными актерскими находками. В качестве дебюта годится, но на серьезное кино не тянет
Много ли нужно для счастья? Искать ли его за тридевять земель или ждать, когда оно само тебя найдет? Разделить его с близкими или подарить случайному первому встречному? Вступить в схватку за момент счастья или уступить воле обстоятельств? Герои сборника короткометражек испытывают широчайшую гамму чувств и попадают в самые разные ситуации с одной лишь целью: узнать, что же такое Счастье.
Можно лишь искренне порадоваться за компанию Disney, за ее российский офис, по крайней мере, – имея в запасе убойные комикс-блокбастеры, грандиозную библиотеку сказок и анимационных фильмов, а теперь еще и заведуя вселенной «Звездных войн», студия поддерживает и скромные начинания. Поддержка эта теперь не ограничивается помощью в прокате уже готовых лент, с настоящего момента можно смело говорить, что Disney делает кино в России, делает силами молодых талантливых энтузиастов, делает силами действительно народных сценаристов и постановщиков. И это тоже часть концепции, вынесенной в заголовок проекта «Счастье – это…», ведь такой прорыв действительно для дебютантов является воплощением мечты и проявлением того самого счастья, которое ищут герои фильма.
Но давайте вернемся к картине. Увы, формат альманаха короткометражек накладывает на конструкцию слишком много ограничений, обойти которые можно, только действительно работая большой командой. «Счастье» снималось как семь отдельных картин, которые даже и не планировалось связывать чем-то большим, чем общее настроение. Такая упрощенная концепция превращает фильм в сборник коротких новелл, который скорее напоминает разминку перед настоящим кино, затянувшуюся на 100 минут. «Счастье» не рискнуло «порубить» свои короткие метры, чтобы сделать аналогичный «Мамам» или «Елкам» салат, из «Счастья» получился торт, порезанный на неровные куски разных размеров. Кому-то достанется кусок с розочкой, а кому-то только раскрошившийся бисквит.
С тортом проект роднит и еще одно обстоятельство. Лишь на первый взгляд проект выглядит самостоятельным творением независимых съемочных коллективов, на деле же все обстоит много прозаичнее. Во-первых, в картине остро чувствуется студийный и продюсерский авторитет, как бы новеллы ни отличались друг от друга, общее их направление очевидно, и шагов влево-вправо даже не намечается. Во-вторых, у всех короткометражек один оператор и один композитор – это тоже несколько сужает диапазон режиссерских решений, лишая авторов еще пары возможностей для маневров. Наконец, наличие известных актеров не всегда идет фильмам на пользу, как ни странно. В коротком метре просто не все умеют играть, он требователен, энергичен и компактен, а звезды часто любят полнометражную раскачку. В результате «Счастье» – это действительно проект уникальный и ни с чем не сравнимый, это и не единый фильм (новеллы соединены лишь финальной песней), и не отдельные части. Смотрится такая картина несколько непривычно, и вряд ли имеет смысл эксперимент продолжать в таком же формате – два раза в одно «счастье» не войдешь…
Но довольно критики, фильм есть и за что похвалить. Прежде всего, сколь ни было бы заезжено понятие «счастья», о нем всегда можно сказать что-то новое, свежее, а главное, личное. Не все новеллы в фильме одинаково оригинальны или увлекательны, но кое-что авторам действительно удалось. Например, очень неплохо задуман и сделан сегмент под названием «Принцесса цирка» с обилием красочных героев, симпатичных шуток и повышенным уровнем мимимишности. Очень бодро смотрится новелла «Двое вместе», где Сергей Лавыгин дает мастер-класс актерского обаяния. Элегантна история «Купидона первого разряда», а в «Приключения начинаются» хочется окунуться прямо в кинозале. В целом из семи новелл, пожалуй, лишь первые две выглядят упрощенными до предела, в остальных Счастье не валяется под ногами на улице и не настолько банально, чтобы возникнуть из простого телефонного звонка. Это действительно похоже на большое кино, серьезный труд и кропотливую качественную работу.
Наконец, стоит отметить и актерские работы. Пожалуй, лишь Егор Бероев в «Счастье» просто отбыл номер (а если говорить о его герое, то откупился и сбежал), у остальных заметно старание и вовлеченность в проект. Бесподобен Сергей Пускепалис в роли посланника небес, Светлане Ивановой очень идет стервозность ее героини, на удивление хороши в фильме Павел Прилучный и Валерий Гаркалин. Как всегда, наиболее драматичные сцены выпали на долю Андрея Мерзликина.
Узнаваемые лица, безусловно, украшают проект, но не стоит забывать истинное предназначение «Счастья» – поиск талантов и первая проба их «пера». Было бы здорово проследить за судьбами сегодняшних сценаристов и режиссеров проекта, чтобы встретиться с ними лет через пять-десять и узнать, в чем же заключается счастье. Будем надеяться, что фильм станет настоящим шагом вперед к новым свершениям, а не сиюминутным достижением, пусть и не самым однозначным, но довольно симпатичным.