Чуть провисающее ближе к финалу детективное кино, выполненное с точки зрения преступника, вполне заслуживает просмотра отменной игрой актеров, мрачным духом и добротным саундтреком
Чуть провисающее ближе к финалу детективное кино, выполненное с точки зрения преступника, вполне заслуживает просмотра отменной игрой актеров, мрачным духом и добротным саундтреком.
Конец 70-х годов. В небольшом городке на севере Франции мужчина на автомобиле сбивает девушку. Брошенную на улице машину обнаруживает местная жандармерия, но при попытке открыть двери авто взрывается. В дополнение к происшедшему полиция получает письма с угрозами новых убийств. Между этими делами обнаруживается прямая связь, пара нераскрытых взрывов автомобилей из прошлого оказываются предвестниками появления маньяка. Жандармерия начинает экстренные поиски преступника, но схватить убийцу нескольких молодых женщин будет непросто, ведь он сам носит форму и вместе с другими полицейскими ведет поиск самого себя…
У каждой уважающей себя страны в недавней истории должен быть маньяк, наводивший ужас на целые города своими беспорядочными убийствами. Каждому из этих преступников непременно должен быть посвящен фильм, и французы посчитали, что они ничем не хуже Голливуда с его «Зодиаком», в их архивах есть трагичный и во многом удивительный случай – дело Алена Ламара, убийцы в полицейской форме. В 1978-1979 годах Ламар убил и ранил несколько женщин, при этом долгое время находясь в самом эпицентре событий, его подразделение жандармов расследовало преступления в департаменте Уаз.
Вступительный титр картины «В следующий раз я буду стрелять в сердце» честно заявляет, что лента лишь основана на некоторых элементах трагедии, разыгравшейся 35 лет назад, и фильм действительно во многом далек от фактов. Но с другой стороны, авторы и не преследовали цель восстановить события во всей полноте, сценаристу и режиссеру Седрику Анже, кажется, интереснее было влезть в шкуру преступника, попробовать понять, что им двигало, на чем он сломался, в чем прокололся и как совершал свои злодеяния. Здесь, по-видимому, реальный Ламар Анже показался скучным, и художник решил набросать мазков погуще, психозов потолще и срывов поярче. Тихий и незаметный реальный Ламар превращается в картине в психа-мазохиста, то хлещущего себя плетью, то уродующего руки колючей проволокой, то тонизирующего себя ледяными ваннами. Ненавистник всего женского реальный убийца в фильме вдруг погружается в романтические отношения, пусть странные, но заходящие очень далеко. Наконец, в картине Ален Ламар представлен злым гением, коварно обманывающим коллег, в то время как реальный герой истории был скорее крайне удачливым недотепой, чем криминальным талантом.
И все же картина Анже заслуживает внимательного к себе отношения. В первую очередь, безусловно, за созданную в ленте гнетущую атмосферу. «В следующий раз…», возможно, и не дотягивает до уже упомянутого «Зодиака» Финчера, но добротный элемент хорошего триллера в ней присутствует – мрачные, затуманенные дороги меж влажных французских полей, темные улицы, серые лица – в таком месте просто не может не завестись собственный «чикатило». Второе, что заслуживает отдельного упоминания, – работа Гийома Кане. Пусть актер едва ли не вдвое старше своего прототипа, дело ведь не в возрасте и чертах лица – главное, Кане демонстрирует невероятное богатство эмоций. Его едва сдерживающий свою ненависть к миру, свой гнев, а затем и страх Ламар – один из самых ярких европейских киноманьяков последних лет, одновременно легкоранимый и неприлично жестокий, сочетающий армейскую аккуратность с подростковой расхлябанностью, смертельно опасный, но мечтающий быть пойманным, как и все маньяки.
К плюсам картины можно добавить и неплохую операторскую работу, затягивающую зрителя в историю с головой, и активно помогающую этому же музыку. Даже самые жестокие сцены смотрятся очень впечатляюще в своем далеком от гламура боевиков-блокбастеров реализме. С другой стороны, порой действие начинает буксовать, особенно когда режиссер принимается копаться в личной жизни своего героя, временами лента словно теряет настрой и проседает в темпе рассказа. Никуда не деться и от того, что по большому счету «наманьячить» Ламар успел не так много, а резонанс его история получила в большей мере потому, что он служил в жандармерии, чье начальство никак не могло поверить в то, что в их рядах может оказаться преступник.
Из предложенного материала Седрик Анже сделал, пожалуй, даже больше, чем можно было себе предположить. Пусть картина получилась неровной, пусть временами факты лентой игнорируются или трансформируются в угоду внутреннему драматизму, «В следующий раз…» выполняет одну из важнейших, на наш взгляд, функций кино – заставляет расширить кругозор. Посмотрите фильм, почитайте сведения об этом деле, поразмыслите о недавнем российском «Сам в лес отвезу, сам расследовать буду» – кино ведь совсем не о маньяке, а о том, кто нас оберегает и можем ли мы им доверять.