Шаблонная феминистская драма о матери-одиночке, которая добивается успеха в бизнесе, несмотря на противодействие семьи
Шаблонная феминистская драма о матери-одиночке, которая добивается успеха в бизнесе, несмотря на противодействие семьи.
Джой Мангано (Дженнифер Лоуренс) с детства любит мастерить и изобретать, но все никак не решается как-то использовать свое хобби. Вместо этого она работает кассиром в авиакомпании и содержит всю свою большую семью, которая с готовностью пользуется покладистостью молодой женщины. Даже бывший муж Джой живет в подвале ее дома, так как не может снять собственное жилье. Наконец, однажды Джой изобретает «чудо-швабру», которую можно мыть и отжимать, не прикасаясь руками к ее грязным частям. Эта идея так ее захватывает, что Джой создает малый бизнес, влезает в долги и начинает выпускать швабры, толком не зная, как их продать.
Чем длиннее фильмография Дженнифер Лоуренс, тем яснее, что Голливуд неправильно ее использует. В соответствии с нынешней феминистской догмой Лоуренс нанимают играть мужественных и ответственных «правильных» женщин, и она снова и снова заходит в горящие избы и останавливает коней на скаку, попутно побеждая пережитки патриархии. Однако рождена она для других ролей. Лоуренс скорее Джокер, чем Бэтмен, и она расцветает, когда ей поручают ярких, обаятельных и безответственных эгоисток, наслаждающихся своей взбалмошностью. Ее внутренняя энергия – это энергия хаоса, а не порядка, и это хорошо видно даже по ее гламурным интервью.
Никто не знает это лучше, чем режиссер Дэвид О. Расселл, который в фильмах «Мой парень – псих» и «Афера по-американски» применил Лоуренс по назначению и принес ей «Оскар» и номинацию на статуэтку. Возьмите любые пять минут Лоуренс из «Парня», сравните их с ее самыми сильными сценами из «Голодных игр», и вы сразу увидите, где актриса в своей тарелке, а где она просто отбывает навязанный ей номер. Казалось бы, после двух этих успехов отнюдь не избалованный триумфами артхаусный постановщик должен был продолжить показывать миру истинное лицо его музы. Но вместо этого Расселл поддался общему мнению и в своем третьем фильме с Лоуренс дал девушке «правильную» роль, которая сковала ее по рукам и ногам.
История Джой Мангано – реальной женщины, известной многим в Америке по телевизионной рекламе товаров для дома, – рассказана в фильме Расселла как история современной Золушки, которой не нужен принц, чтобы поселиться в замке. Как и положено идеальной феминистской героине, Джой – живущая с родителями и бывшим мужем мать-одиночка – сперва изнемогает под гнетом своей нелепой и пассивно-агрессивной семьи. Затем она собирается со всеми своими богатырскими силами, изобретает Чудо-швабру, пробивает лбом встающие на ее пути бизнес-препятствия и с помощью феи-крестной в лице топ-менеджера «Магазина на диване» (постоянный экранный партнер актрисы Брэдли Купер) доказывает домохозяйкам, что ее швабра лучше всех. После этого пакостная семейка Джой выбивает у нее почву из-под ног, но супергероиню уже не остановить, и в финале Женщина-швабра торжествует над всеми противниками, родными и сторонними. Заканчивается же фильм на столь слащавой ноте, что у диабетиков от нее может быть сахарный криз.
Пожалуй, лучшее, что можно сказать об этой производственно-семейной драме: «Расселл снял полезное кино». Как и любая история подлинного бизнес-успеха, «Джой» может помочь тем, кто собирается открыть собственное дело. Хотя, конечно, американцы почерпнут из этого фильма куда больше, чем россияне, поскольку у инновационного бизнеса по-русски своя специфика. И, разумеется, толковые советы по ведению бизнеса лучше извлекать из документальных описаний триумфа Мангано, чем из его вольной художественной интерпретации. Кино снимается с несколько иными целями, а их «Джой» едва достигает.
Так, вместо психологически глубокого портрета дисфункциональной семьи Расселл предлагает зрителям плоскую карикатуру, как раз на уровне сказочной семейки Золушки – не чета сложным и тонким семейным портретам из предыдущих фильмов режиссера. Остроумием расселловских комедий в фильме едва пахнет, романтическая линия принципиально отсутствует («Этой Золушке не нужен принц!»), а бизнес-проблемы Джой и их решения увлекут только тех, кто в теме. Это не авантюрное кино, захватывающее даже незаинтересованных зрителей.
Самые удачные сцены фильма связаны с «Магазином на диване», но единственная причина их превосходства над остальными фрагментами – актерская искра между Лоуренс и Купером. Расселл мог использовать эту возможность, чтобы поговорить о подноготной «Магазина на диване», но так как финансовый триумф Джой Мангано связан с этой системой продаж, то режиссер не позволил себе высмеять «Магазин» или хотя бы показать его в неоднозначном свете. Похоже, ему очень этого хотелось, и в картине есть на это небольшие намеки, но постановщик все же поставил сюжетную линию выше своего сатирического инстинкта. И картина потеряла сцены, которые могли бы украсить в остальном безрадостное повествование.
А что же ведущая актриса? Как и можно было ожидать, Лоуренс играет Джой с минимальным набором эмоций. В основном она носит свою фирменную актерскую маску – суровое лицо, одновременно выражающее решимость и страдание. Если вы видели «Голодные игры», вы знаете, как Лоуренс это делает. И вы также знаете, что блуждание в кадре с одним выражением лица актрисе не идет. Она не кукла из набора «Юная феминистка», она может играть куда более сложных и интересных женщин, чем Джой Мангано по версии Дэвида Расселла, и она заслуживает, чтобы ее в кадре окружали люди, а не карикатуры. Но, к сожалению, «Джой» для нее – не выигрышная картина. По крайней мере, с художественной, а не с идеологической точки зрения.
С 21 января в кино.