«Женщины на грани нервного срыва» /Mujeres al borde de un ataque nervios/ (1988)
Испания, 1988
Режиссер: Педро Альмодовар
В ролях: Кармен Маура, Антонио Бандерас, Джульета Серрано
Язык: русский, испанский
Звук: DD 5.1
Субтитры: русские
CP Digital
В основе комедии Педро Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва» лежит пьеса Жана Кокто «Человеческий голос», помноженная на поп-эстетику и наблюдения режиссера за слабой половиной человечества. От этого удовольствие, можно сказать, удваивается: смотрим кино и листаем модный женский журнал с иллюстрациями конца 80-х.
Телезвезда Пепа Маркес пытается начать новую жизнь после того, как ее бросил уже немолодой, но очень привлекательный любовник. Негодяй! Напоследок нужно лишь вручить ему чемодан с барахлом и навсегда проститься, а для этого неплохо было бы его найти. За двое суток поисков жизнь Пепы переворачивается с ног на голову: оказывается, у ловеласа имеется взрослый сын, подруга телезвезды некстати пытается покончить с собой, связавшись с террористами-шиитами; а за спиной маячит больная на голову бывшая жена дон жуана. Ситуация как нельзя лучше располагает к нервному срыву.
Для Альмодовара, кажется, втайне уважающего «Санта-Барбару», перевернутый с ног на голову сюжет и страсти, достойные бразильского сериала, – способы представить галерею женских образов, застигнутых врасплох камерой. Просить подругу о помощи, а после сигануть из окна мансандры; от души ненавидеть любовника и спасти ему жизнь; немного понаблюдать за пожаром в собственном доме, и лишь затем начать его тушить – вот примеры откровенно странных женских поступков, представленных в картине испанца. Однако комедия Педро Альмодовара, которого называют еще и духовным братом Лорки, рассказывает не только о женщинах, но и о лицемерии мужчин. Ради этого режиссер даже нарушает жанровые правила, снимая крупным планом губы мерзавца, из-за которого развернулась вся заваруха: шептать они способны нежности миллионам разных женщин без зазрения совести. Как видно, досталось всем.
А Альмодовару достались еще «Оскар» за лучший иностранный фильм в 88-ом и приз за лучший сценарий в Венеции.
«Медея» /Medea/ (1970)
Италия, Франция, ФРГ, 1969
Режиссер: Пьер Паоло Пазолини
В ролях: Мария Каллас, Джузеппе Джентиле, Массимо Джиротти, Лоран Терзиефф
Язык: русский, итальянский
Звук: DD 2.0
Субтитры: русские
«Кармен Видео»
От «Другого кино» на DVD выходит картина Пьера Паоло Пазолини «Медея». Из, по меньшей мере, пяти экранизаций знаменитой трагедии Еврипида, фильм итальянского режиссера можно считать самым жестоким и впечатляющим обращением к известному античному сюжету.
В основе трагедии лежит миф о «Золотом руне» и «аргонавтах». Выращенный кентавром Ясон отправляется в Колхиду за золотым руном, где влюбляется в колдунью Медею. Добившись своего, он возвращается в Коринф, но счастливого брака с колхидской царицей не получается. Ясон находит новую возлюбленную, и тогда обманутая Медея решается на страшную месть.
Если по одному из множества определений воспринимать миф как упакованную традицию, то Пьер Паоло Пазолини («Декамерон» /Decamerone, il/ (1971)), великий мистификатор и признанный итальянский классик кино, сделал все возможное, чтобы распаковать ее на экране. Но при этом он не следует за Еврипидом: где-то история изменена и додумана, где-то важны самые мелкие детали. Сохранено и мифическое построение трагедии как ритуала. Поход за золотым руном, жертвоприношения и даже любовные сцены между Ясоном и Медеей – во всем этом не последнюю роль играет обряд, иногда жестокий, иногда непонятный, но обряд, целью которого служит приближение зрителя к известной трагической развязке.
Нельзя не обойти вниманием и роль самой Медеи в исполнении Марии Каллас. В ней воплотились все качества античной белокожей богини: зрелая мудрая красота, сила и слабость, жалость и в то же время невиданная жестокость. Возможно, именно такой и представлял Медею Еврипид, написав одну из самых загадочных греческих трагедий.
«Три короля» /Three Kings/ (1999)
США, 1999
Режиссер: Дэвид О. Расселл
В ролях: Джордж Клуни, Марк Уолберг, Айс Кьюб, Спайк Джоунз
Язык: русский, американский
Звук: DD 5.1
Субтитры: русские, английские
Universal Pictures Russia
«Три короля» – несколько странное, бесспорно коммерческое голливудское кино о войне в Персидском заливе, в котором герои сначала хотят заполучить золотишко, а потом решают спасти беззащитных кувейтцев. До «Списка Шиндлера» /Schindler's List/ (1993) далековато, а вот одним из лучших фильмов 1999 года фильм был признан.
В центре внимания операция «Буря в пустыне», – та самая, что проходила с тяжелой руки США в Персидском заливе. Война завершена, и радостные солдаты ждут отправления домой. Но неожиданно в заднице одного военнопленного обнаруживают карту, на которой расположен бункер, по всей вероятности набитый кувейтским золотом. Тогда четверо бравых ребят (Джордж Клуни, Марк Уолберг, Айс Кьюб и Спайк Джоунз) решают прикарманить найденное добро и, не доложив начальству, отправляются на поиски. Однако, уже погрузив заветные слитки в джип, им приходится переосмыслить некоторые нравственные ценности.
Подобная рефлексия в ответственный момент не кажется новаторской для Голливуда: «мол, к черту деньги, люди важнее» – это мы уже видели. Другое дело, что фильм молодого режиссера Дэвида О. Рассела не лишен самоиронии. Позвонить подружке по мобильному из Ирака, будучи в плену, или залить в горло корчившемуся американскому солдату немного нефти – те переплетения ужаса (осознавая, что все происходящее основано на реальных событиях) и юмора, что делают эту картину интересной. Где-то даже граничащей с цинизмом. Ну а перечисленная команда актеров, состоящая из Клуни, Кьюба и Уолберга, была названа «лучшим трио 1999 года». И чем не короли?
Дополнительные материалы к DVD: Документальный фильм о съемках фильма, интервью с оператором Ньютоном Томасом Сигелом, удаленные сцены и др.