Обзор иностранной прессы по фильмам «Орудия смерти: Город костей» и «Перси Джексон и Море чудовищ»
Куй железо, пока горячо! Поговорка верная, но, как показывает практика, неэффективная в условиях кинорынка. Если выстреливает один фильм, перетекающий во франшизу, совсем не обязательно, что вслед за ним выстрелит аналогичный. Сколько студий повелось на заявленный тренд и наснимало лент, которые в итоге не сумели пройти по, казалось бы, проторенной тропинке. Такими ложными приманками стали «Гарри Поттер» и «Сумерки».
Стефани Мейер завоевала вначале книжный рынок, а потом добралась до кино. Ее сверкающие на солнце кровопийцы, к которым в ряды, несмотря на нешуточную активность полуголых оборотней, ломится школьница Белла, сорвали куш и обзавелись армией фанатов. Роберт Паттинсон, Кристен Стюарт и Тэйлор Лотнер стали звездами с громадными гонорарами, приносящими, к радости студий, такие же громадные дивиденды. В киноиндустрии быстро смекнули, что главное в этом фильме – сверхъестественный элемент, любовный треугольник и наличие книжной серии с готовой фан-базой.
Вслед за «Сумерками» к заявленной выше формуле прибегло множество студий, и последний образец перемноженных друг на друга мистики, любви и книги – это «Орудия смерти: Город костей». Снова школьница Клэри – на этот раз бруклинская, – живущая скучной жизнью. Периодически ее посещают видения, а иногда она и вовсе натыкается в толпе на людей, которых больше никто не видит. В придачу ко всему у бруклинской школьницы при загадочных обстоятельствах пропадает мать, которая, по словам белокурого незнакомца, была представительницей древнего рода Сумеречных Охотников. Теперь Клэри должна пойти по ее стопам и узнать другую сторону реальности, кишащую вампирами, призраками, демонами и оборотнями. Иными словами, перед нами очередной «сумеркозаменитель».
«Сшитая из того же материала, что и “Сумерки” с “Голодными играми”, фэнтези “Город костей” по книге Кассандры Клэр – полоумная мешанина из всего, что показали раньше в фильмах о сверхъестественных существах и влюбленных парочках. Порой даже кажется, что это пародия. В конце концов, “Город костей” проносится перед глазами и кажется странной и сумбурной кучей вполне смотрибельного мусора», – раскритиковал фильм Харальда Цварта Курт Осенлунд (Kurt Osenlund/Slant Magazine).
«Есть в “Городе костей” элементы, достойные похвалы. Спасибо фильму за то, что он не пытается быть таким же серьезным, как “Сумерки”. “Город костей” играет на своем поле, но прибавлять есть куда. Экшен затянут, сложен и даже по подростковым стандартам до ужаса зауряден», – пишет Стефани Мерри (Stephanie Merry/The Washington Post).
«Скажите, что у “Города костей” будет сиквел, и вы не ошибетесь. Клэри, может, не так сильно повлияет на поп-культуру, как Белла и Китнисс, но, нравится вам это или нет, о ней вы слышите не в последний раз», – делает свой прогноз Крис Нэшэтэуэй (Chris Nashataway/Entertainment Weekly).
Рецензент EW не ошибся, «Орудия смерти» действительно пополнится новыми фильмами, причем как сиквелом, так и приквелом. В сиквеле речь вновь пойдет о Клэри, которую играет Лилли Коллинз, и компанию ей, по слухам, обещает составить Сигурни Уивер. Уже анонсированный приквел посвящен сироте по имени Тесса, ищущей своего брата. Книжек в приквельной вселенной под названием «Адские механизмы» три: «Механический ангел»», «Механический принц» и «Механическая принцесса». С одной из них уже работает сценаристка Стефани Сэндиц.
«В фильме есть небольшое зернышко чего-то интересного и оригинального, но, к сожалению, оно не проросло из-за желания Голливуда сыграть на предыдущих успехах», – с сожалением написала Женевьева Коски (Genevieve Koski/The Dissolve).
В России фэнтези с сумеречным уклоном «Орудия смерти: Город костей» стартовало 22 августа.
Перед нами заложник звезды Хогвартса и грозы Волан-де-Морта Гарри Поттера. Перси Джексон появился на больших экранах еще до того, как закончилась эпохальная история юного волшебника со шрамом. Первую часть поставил Крис Коламбус, режиссер «Философского камня» и «Тайной комнаты», который даже шрифты в титрах оформил так же, как в случае с экранизацией Джоан Ролинг. Снова в центре истории необычные дети. Они – полубоги, периодически спасающие мир то от Аида, то от Кроноса. Есть у детишек свой лагерь… лагерь Полукровок, который защищает бедных полубогов от всего, что может им навредить.
Когда читаешь синопсис, создается ощущение, что всех, кого не взяли в Хогвартс, второй волной добрали в отряд Перси Джексона. Первую ленту нашпиговали звездами – там были и Пирс Броснан, и Ума Турман, и Шон Бин, и Розарио Доусон, плюсуем к этому списку Логана Лермана, Александру Даддарио и Брендона Т. Джексона. Тогда затея себя не оправдала, хоть полубоги все же смогли отбить потраченные на них деньги. Как бы то ни было, в 2011 году в Fox решились на сиквел – уже без звезд, с меньшим маркетинговым напором и в надежде, что людей уже отпустила лихорадка Гарри Поттера.
Поттероманов, может быть, и стало меньше, но Перси Джексон от этого не выиграл ни в плане денег, ни в плане критического мнения.
«Может, Перси Джексон и полубог, но у него явно кризис уверенности, – пишет Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today). – Перси очень сильно напоминает молодого волшебника, только без очков и шрама в форме молнии. Очень жаль, что его приключения не такие же увлекательные».
«Что отличает мифологию, так это чувство опасности, угроза настоящей потери. В “Перси” этого нет, – разочарован Билл Гудикунц (Bill Goodykoontz/Arizona Republic). – Лерман, отлично сыгравший в “Хорошо быть тихоней”, – талантливый актер. Весь состав выглядит очень интересно. Между ними на самом деле хорошая химия. Они способны нас развлечь, но, к сожалению, Фройденталь и сценаристы Скотт Александер и Ларри Карашевски не дали им шанса».
Даже впечатлительный Стив Персэлл (Steve Persall/Tampa Bay Times) разглядел все изъяны сиквела, который проигрывает не только Поттеру, но и самому себе: «Первый фильм, очевидно, рассчитывал урвать кусок от славы Гарри Поттера, но выглядел более-менее самобытно. Сиквел скатывается к более юной аудитории, которой легче угодить, и тем самым становится похож на другие фэнтези».
Резюмировал общую неудовлетворенность британец Ксан Брукс (Xan Brooks/The Guardian): «Детки не впечатлены, взрослые озадачены».
Третьей части, видимо, ждать не стоит, да, признаться, и вторую не особо ждали. Если вы все же относитесь к числу тех, кто помечал себе дату релиза «Перси Джексона», то пора идти в кино – лента стартовала 22 августа.