![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Далеко не обещанный абсолют, но более чем достойная попытка.
Легендарный ниндзя Рю Хаябуса вновь вынужден сражаться. Прошел всего год с прошлого нападения на его родную деревню, однако покой местным только снится. Клан Паука, заклятые враги клана Дракона, побеждают отца Рю и похищают статую Демона. Теперь воину предстоит отправиться в погоню по всему земному шару, сразить особо опасных противников и защитить мир от злых сил.
Ninja Gaiden II Black — уже третье переиздание игры, вышедшей в 2008 году на Xbox 360. Детище дизайнера Томонобу Итагаки до сих пор считается одним из лучших представителей жанра экшен-адвенчур: это по-хорошему сложная и стильная игра, предлагающая беспрецедентный уровень жестокости и уважающая навыки геймера. Ключевым изменением относительно первой части серии можно считать увеличение количества врагов на экране и добавление системы расчленения: Рю с легкостью стал отсекать руки, ноги и головы, заливая экран литрами крови. Насилие не только для галочки: это ослабляло врагов и позволяло убить их одним ударом, что нередко помогало в сложных сражениях. Дело в том, что Итагаки не щадил геймеров: пока в других играх того времени противники нападали поодиночке или максимум по трое за раз, в Ninja Gaiden II монстры могли задавить числом, не давая передышек. Анимации добивания эту самую «передышку» как раз давали, на время делая Рю Хаябусу бессмертным.
Естественно, говоря о ремейке, нужно начать с оригинала. Серия запала в душу многим именно благодаря геймплею, который куда яростнее и стремительнее, чем у других представителей жанра. Наловчившийся игрок чувствует себя непобедимым, даже несмотря на зашкаливающую сложность: игра активно поощряет техничность и наказывает за ошибки, не становясь нечестной в процессе. Ничем не разбавленный экшен подкупил многих именно этим: пока другие старались вплетать элементы головоломок или как-то еще разбавлять геймплей, Ninja Gaiden предлагала концентрированный опыт, где добиться разнообразия можно исключительно за счет комбинаций врагов и оружия, которым сражается Рю Хаябуса. Выбор достаточно широк: за прохождение можно получить доступ к девяти смертоносным инструментам — от меча дракона до менее привычных кусаригам и кос. Каждое — со своим уникальным набором приемов и особенностей. Что немаловажно, с акцентом на другое: пока Devil May Cry пыталась приучить игрока сражаться стильно, Ninja Gaiden 2 требовала максимальной эффективности, а не эффектности. И это работало.
Зашкаливающая увлекательность геймплея окупала сценарную бездарность: сюжет у Ninja Gaiden 2 слаб настолько, насколько это вообще возможно. Местная история — не более чем повод для смены локаций: в погоне за кланом Паука Рю успевает посетить и Венецию, и Москву, и родной Токио, и что только не. Локации меняются от городских пейзажей в духе киберпанка до демонических жерл вулканов, добавляя разнообразия происходящему.
Нельзя сказать, что все уровни одинаково хороши: если ранние локации радуют проработкой и вниманием к деталям, то к концу складывается ощущение, что команда выдохлась. Один из финальных уровней буквально представляет собой прямой коридор, разделенный дверями, которые открываются только после победы над заданным числом противников. Более ленивый дизайн и представить трудно.
Год спустя вышло переиздание экшена на PlayStation 3. Оно получило альтернативное название Ninja Gaiden Sigma 2 и во многом отличалось от предыдущей версии. Причем настолько, что игры при одинаковом сюжете ощущаются совершенно по-разному. Все дело в подходе к боевой системе: в Sigma авторы снизили значимость расчленения и уменьшили количество противников, сделав игру более похожей на других представителей жанра. Вместе с этим снизили и количество отображаемой крови, изменив визуал тайтла до неузнаваемости. Помимо этого, в обновленной версии были и другие исправления: например, добавили три миссии за других персонажей, изменили баланс экономики и добавили несколько новых боссов. Мнение геймеров разделилось: кто-то признал новинку, кто-то воспринял в штыки. Большинство было на стороне оригинала. Поэтому анонс Ninja Gaiden II Black, заявленной как «ультимативное издание», в сообществе фанатов встретили с огромным энтузиазмом.
«Ультимативность» новой версии на деле оказалась фикцией: по большей части внутри красивой обертки — та же Sigma 2. Доходит до смешного: в Сети можно найти свидетельства того, что на новый движок буквально перенесли код, анимации и другие элементы версии игры с PS3. Версия, впрочем, не «точь-в-точь»: местами врагов стало больше (пусть и не на уровне оригинальной Ninja Gaiden 2), здоровья у них — меньше, плюс вернули «старое доброе ультранасилие». Убрали «новых» боссов, которых не очень-то тепло приняли геймеры, но оставили дополнительные главы за трех героинь. А еще зачем-то снизили количество контента в целом: опциональных костюмов стало меньше, полностью вырезали режим Ninja Race и убрали все сетевые режимы — ни ранговой игры, ни кооператива для отдельных миссий здесь не осталось. Решение, мягко говоря, странное при громких изначальных заявлениях.
Главный вопрос остается открытым: можно ли считать Ninja Gaiden II Black хорошей игрой? С учетом общего состояния франшизы ответ очевиден — несомненно. По многим параметрам Black лучше изданной в 2021-м Sigma: не считая очевидно улучшенной графики, можно отметить возросшую роль расчленения противников, градус насилия и исчезнувшие спорные изменения прошлого переиздания. А с учетом того, что оригинальная Ninja Gaiden II остается заложницей Xbox 360 и вряд ли когда-либо будет переиздана (Team Ninja утверждает, что потеряла оригинальный код), Black является лучшим и, пожалуй, самым удобным способом прикоснуться к классике. Даже если у вас есть возможность запустить оригинал, новинка все равно способна порадовать — как минимум тем, что она выдерживает стабильный фреймрейт даже в самых тяжелых сценах, чем не может похвастаться классическая версия.
Для тех же, кто не погружен в сложную историю переизданий второй части серии (серьезно, разработчики даже выпустили специальный гайд по отличиям, и во всех версиях нашлись свои нюансы!), Black станет отличной точкой для знакомства. Это по-хорошему сложный и глубокий тайтл, поощряющий внимательность и точность. Подобный опыт редко встречается в современных играх, а на фоне всеобщего засилья souls-like в экшен-ориентированных проектах и вовсе выглядит как глоток свежего воздуха — причем глоток удивительно современный и актуальный. Даром что оригиналу без малого 20 лет.