Фестиваль "Лики любви" начался с показа картины Сергея Соловьева "О любви". Любовь по Соловьеву -- нечто темное, тяжелое, опасное, ведущее человека к гибели. Это и не любовь даже, а подобие бикфордова шнура, который может вяло, пошло тлеть, может в веселой экзальтации шипеть и разбрызгивать фейерверки шутих, а может вдруг распылаться костром -- но все равно ведет к смертоносному взрыву...
Фестиваль "Лики любви" начался с показа фильма "О любви". Любовь, по Соловьеву -- нечто темное, тяжелое, опасное, ведущее человека к гибели. Это и не любовь даже, а подобие бикфордова шнура, который может вяло, пошло тлеть, может в веселой экзальтации шипеть и разбрызгивать фейерверки шутих, а может вдруг распылаться костром – но все равно ведет к смертоносному взрыву.
Соловьев еще со времен "Ассы" увлекся игрой в символы, в постмодернистский интеллектуальный стеб, в молодежную лексику. "О любви" – первый за многие годы фильм, где он почти поступился принципами: вернулся к любимому Чехову, к стилизованным под старину картинке, тексту и актерской повадке. Это импровизация на темы трех чеховских миниатюр – "Доктор", "Медведь" и "Володя". Герои одной новеллы переходят в другую, причем автора не смущает, что немногословный в первой части герой Абдулова вдруг становится страстным и напористым во второй и вовсе куда-то растворяется в третьей. Только женщина в каждой новелле своя, но к финалу все трое соберутся за одним семейным столом, чтобы окончательно заклеймить слабый пол как несущий в себе ложь, измену и в конечном итоге смерть.
Получился мрачный, хотя и визуально изысканный фильм. Это действительно очень вольное прочтение Чехова, но возразить трудно – можно читать и так.
Первая новелла: довольно гнусная, от скуки, измена героини Евгении Крюковой; эта измена тянется через годы так, что уже неизвестно, от кого растет в доме сын. Сюжет второй хорошо известен по замечательной картине Исидора Анненского "Медведь" – здесь Александру Абдулову и Татьяне Друбич приходится вступить в состязание с Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской, а ведь их исполнение чеховской шутки доселе казалось эталонным. В третьей пятнадцатилетний Володя влюбляется в зрелую женщину, она играет с подростком опять же от скуки, заходит далеко, испытывает омерзение от бессмысленности игры, отбрасывает мальчика, как надоевшего щенка, Володя стреляется. Первая часть почти остановилась, здесь ритм как у Сокурова, т.е. практически отсутствует, она вся состоит из статуарных портретов, изысканно выстроенных натюрмортов, выверенного до миллиметра порхания бабочки и тягостного молчания. Иногда жгучая мелодрама обрывается в фарс, и доктор (Збруев), порывисто обняв Ольгу (Крюкова), ее внезапно сбрасывает с себя, как таракана, в никуда. Вторая часть идет стремительным крещендо, от элегии к дуэли; в третьей солирует испуганный собственной страстью подросток, который почти с ужасом прислушивается к происходящим в нем грозным процессам – эта новелла вся на выжидании, предощущении чего-то огромного, способного раздавить. Наиболее яркие актерские работы сосредоточены во второй и третьей новеллах: Татьяна Друбич обнаружила новую для себя энергетику, неотразимую азартность стремительной, как бобслей, игры, Александру Абдулову здесь позволили проснуться после летаргии первой части, и он показал свой знаменитый темперамент; школьник Кирилл Быркин в роли Володи передал мрачную пугающую тяжесть первой юношеской страсти, где на кону – вся жизнь или, возможно, смерть.
Кино Сергея Соловьева – музей имени Пушкина в пору "Декабрьских вечеров": музыка сопряжена с живописью. Все остальное, включая даже актеров, вторично. Половину времени на экране актеры талантливо позируют в композициях-гербариях (здесь особенно хороша Евгения Крюкова). Свет, контражур, полутень, дымка, обдуманно смещенная цветовая гамма… – Соловьев не зря целый год не пускал картину на экран, добивался адекватных оригиналу копий: здесь в полутонах весь смысл. Музыка дирижирует светописью, светопись диктует музыкальные краски. Композитор Андрей Головин даже не создает, а вплетается своей музыкой в общее симфоническое развитие фильма, которому не случайно придана трехчастная музыкальная форма: largo – allegro – lento. Иногда в партитуру входит хрупкая фортепианная тема, стилизованный под старинный вальс напев, прелестно придуманный и сыгранный Анной Соловьевой. Но возникают и постмодернистские приколы, тоже капельные, точечные, в микродозах, чтобы разрушить единство времени, но не нарушить очарования: гимназист Володя сует в уши затычки плейера и несколько секунд слушает битлов: идут века, а природа любви не меняется.
Точно так же легким мановением дирижерской палочки Соловьев вводит мимолетные "напоминания о Чехове": вот в кадре настойчиво является пистолет – ружье, которое выстрелит, вот героиня рассказывает про автора "Неба в алмазах", а вот музыкальным лейтмотивом проходит образ корчащегося в муках мальчика – сначала маленького, умирающего от болезни, потом большого, умирающего от любви. Вводит в хрестоматийное чеховское хрестоматийное соловьевское: возникает неизбежный карлик (артист Валерий Светлов в роли полуобморочного Луки – отдельный блестящий концертный номер). Откровенно педалирует приметы распада: рояль с проваленными клавишами, на котором чудом музицирует героиня, возник на экране, наверное, не потому, что на "Мосфильме" не нашли рояля исправнее.
Я думаю, это самый цельный, но и самый спорный фильм Соловьева. Он вполне свободен в общении с классиком, даже имеет в титрах вызывающее "SAS – Checkov". В нем есть следы упадка стиля, который становится самодовлеющим. Есть черты декаданса – верный признак кризиса идей. В то же время картина словно бы концентрирует все ранее сказанное Соловьевым и выносит свой довольно безнадежный приговор. Приблизительно как финал Шестой симфонии Чайковского перечеркнул все светлые излучения ее меланхолического вальса и звучит теперь преимущественно на похоронах высших государственных деятелей.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.