В этот день в 1998 году на экраны вышла трагикомедия «Шоу Трумана», которая мастерски разоблачала нравы времени и выносила суровый приговор цифровизованному обществу. Вспоминаем культовую трагикомедию Питера Уира и ещё 6 фильмов, которые рассказывают о людях, ставших заложниками экранного (или просто фальшивого) мира искусства.
Нестареющая классика Питера Уира об американском обывателе (его роль исправно блестяще исполняет Джим Керри), который узнаёт, что вся жизнь — игра, а сам он — главный герой популярного реалити-шоу. Подставная семья, подставные друзья и подставная работа на протяжении 24 часов в сутки фиксируются скрытыми камерами, а потребности зрителей диктуют судьбу бедного Трумана. С таким раскладом маленький человек мириться, понятное дело, не собирается и идёт войной на систему: сначала он единолично устроит революцию в своём городке, а потом отправится прямиком к создателю проекта, хитрому исполнительному продюсеру. Этот фильм — очередное актуальное (и в нынешнем контексте уж очень жуткое) напоминание о последствиях цифровизации, развития технологий и следующим за ними падением ценности человеческой жизни. Годы идут, а «Шоу Трумана» с каждым днём всё меньше напоминает сатирическую сказку. Теперь это наше будущее.
Но не одному Джиму Керри пришлось играть трагикомичную роль пленника искусства. В «Персонаже» Марка Форстера главным героем тоже оказывается вполне заурядный человек — простоватый налоговый инспектор Гарольд Крик (Уилл Феррелл). Жизнь мужчины уже давно превратилась в день сурка, но однажды он слышит, как чужой голос в голове комментирует все его действия. Психиатр ничем помочь не может, поэтому беднягу отправляют к литератору, который, в свою очередь, выясняет, что герой стал заложником какого-то романа, и пытается определить, в каком жанре существует его клиент. Классические вопросы о связи жизни и искусства здесь разрешаются в рамках абсурдно-трагичной истории о свободе выбора и одиночестве. Эпизодами это даже любопытнее, чем «Шоу Трумана», а перформанс Уилла Феррелла ничем не уступает мощной актёрской партии Джима Керри. Словом, если фильм Питера Уира вы засмотрели до дыр, есть неглупая и самобытная вариация полюбившегося сюжета.
Учитывая, как часто в первые дни проката «Холопа» называли нашим «Шоу Трумана», сложно проигнорировать этот фильм в подборке. Конечно, со злободневной сатирой Уира разнузданная комедия Шипенко не сравнится — уж слишком она прямолинейна и наивна. Но в честь юбилея классики, в общем-то, не грех посмотреть, как похожие сюжеты переосмысляли у нас в стране. Мажор Гриша (Милош Бикович) утомляет богатого отца своими выходками и отправляется прямиком в прошлое. Точнее, так думает он сам, на самом же деле предусмотрительный папа нанимает актёров, целую команду закулисных профессионалов и воссоздаёт антураж усадьбы XIX века, чтобы обманутый сын исправился и стал новым человеком. Получается на удивление нестыдно: тут и метакомментарий о реалити-шоу, которые на самом деле трагичнее, чем кажутся, и милая история превращения мажора в добропорядочного паренька, и, само собой, сюжет о любви — той самой, что способна менять людей.
Один из самых недооценённых фильмов Рона Ховарда («Игры разума», «Гонка»), а по совместительству и одна из самых незамеченных ролей Мэттью МакКонахи. Паренёк Эд работает в видеопрокате и живёт абсолютно заурядной жизнью, но когда ему предлагают стать героем реалити-шоу, его судьба круто меняется. Теперь зрители 24 на 7 будут следить, как тот ходит в туалет, ест, смотрит телевизор и, в общем-то, проводит дни самым скучным образом. Зрителей такой концепт, понятное дело, на первых порах не привлекает, однако стоит в сюжете появиться новым персонажам из жизни Эда, как история обретает голливудские масштабы. Это кино как бы продолжает диалог, начатый «Шоу Трумана», и предлагает взглянуть на аналогичную ситуацию в контексте обычного, а не фантастического, как у Уира, мира. Выводы, может, не такие острые, да и новаторских идей куда меньше, но Рону Ховарду всё-таки удаётся мастерски передать дух времени, в котором человек, равно как и его жизнь, — всего лишь продукт.
Хотя паренёк Дэвид Вагнер (Тоби Магуайр) и живёт в 90-х, он до жути одержим сериалом «Плезантвиль» о быте американского городка 50-х. Случайным образом вместе с сестрой (Риз Уизерспун) он попадает в место своей мечты, которое, в общем-то, существует по всем правилам кино старой закалки: секса там нет, насилия — тоже, и все обитатели какие-то утомительно рафинированные. Сначала чужаки пытаются принять правила игры, но одно событие рушит весь здешний уклад. «Плезантвиль» — мастерская сатира над искусством 50-х и, что важнее, всеми ностальгирующими зрителями. С одной стороны, город и правда по-своему обаятелен, однако со временем его до тошноты хороший уклад становится невыносимым. Было ли раньше лучше — большой вопрос, и куда важнее ценить то неидеальное, но самобытное настоящее, в котором мы живём. Такая вот простецкая идея, нуждающаяся в постоянном озвучивании.
Эра брутальных героев боевиков начала сходить на нет, и кому-нибудь нужно было осмыслить этот феномен. «Последний киногерой» от режиссёра «Крепкого орешка» Джона МакТирнана — не только классика жанра, но и фильм, высмеивающий все шаблоны голливудского экшена конца XX века. Маленький киноман Дэнни Мэдиган попадает в залихватский боевик 90-х, где он встречается со своим любимым экранным героем Джеком Слэйтером (Арнольд Шварценеггер) — вместе им предстоит остановить зло. Причём в реальном мире — том, где любая пуля может убить, а плохиши не размениваются на пафосные фразочки. В этом смысле «Последний киногерой» не только деконструкция, но ещё и важное отражение зрительской оптики, опередившее время: после выхода картина была номинирована на «Золотую малину», но с годами, когда олдскульные боевики окончательно стали анахронизмами, а зрители утомились от однотипных перестрелок и погонь, она получила культовый статус.
Очередной заурядный герой попадает в заэкранный мир. Лентяй Рой Нэйбл становится узником собственной спутниковой тарелки, и теперь он должен участвовать во всех второсортных телевизионных шоу (например, «Колесо пыток» или «Адское Эм-Ти-Ви»), иначе ему и его семье грозит смерть. Весь фильм — как одна большая пародия на современное ТВ и его нравы, где персонажи олицетворяют собой типичных американцев, оказавшихся заложниками (как метафорически, так и реально) гигантской коробки. Для тех, кто застал эпоху 90-х во всём её великолепии, будет вдвойне интересно искать отсылки на старые шоу и программы. Хотя, кажется, весь этот уморительный балаган понравится даже людям, знающим об MTV понаслышке.