В прокат выходит биографический фильм Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я», рассказывающий историю девочки-подростка из Техаса, ставшей музой для короля рок-н-ролла. Про самого певца мы знаем уже достаточно, особенно после «Элвиса» База Лурмана, — Коппола же концентрируется на состоянии Присциллы, познающей любовную зависимость и женскую самостоятельность. По случаю релиза вспомнили 8 биографических картин, рассказывающих об известных и значимых исторических личностях.
Картина Тодда Хейнса о музыканте, у которого было так много лиц, что один актер не справился бы с ролью. Фолк-певец, исполняющий религиозные песни (Кристиан Бейл); философ с пристрастием к французской поэзии (Бен Уишоу); отшельник вдали от суеты (Ричард Гир); бунтарь-наркоман (Кейт Бланшетт) и похититель женских сердец (Хит Леджер) — а вместе они единственный и неповторимый Боб Дилан.
Хейнс не зря собрал разных актеров для роли музыканта, хотя некоторые сюжетные линии скорее художественный вымысел — например, образ Билли Кида, решившего принять отшельнический образ жизни. Каждым амплуа Хейнс подчеркивает, насколько неоднозначен и многолик был Дилан: его история подходит разным лицам, и в итоге музыканта словно там нет, как гласит название. Справедливости ради, картину будет сложно воспринимать без знакомства с биографией Дилана заранее — 6 актеров олицетворяют 6 жизненных этапов, и каждый из них сфокусирован скорее на самом музыканте, чем на событиях вокруг него, поэтому проводить параллели придется самостоятельно.
Женщины и шахты несовместимы, как многие до сих пор считают. Главная героиня фильма Джози в исполнении Шарлиз Терон существовала в реальной жизни — правда, ее звали Луис Дженсон. В 1975 году она, будучи матерью-одиночкой, пришла работать на шахту и столкнулась с трудностями, моральными и физическими: превалирующие работники-мужчины посчитали, что могут воспользоваться положением и издеваться над немногочисленным «слабым» полом. Но зло не остается безнаказанным: первый раз Луиз обратилась в суд только через 13 лет после начала работы, и это был прецедент первого в истории США группового иска о сексуальных домогательствах.
«Северная страна» Ники Каро — история затравленной женщины, которая нашла в себе силы дать отпор тем, кто не давал ей жить. Сюжет картины гораздо шире, чем просто биография главной героини. Со времен кейса Дженсон прошло, казалось бы, достаточно времени для окончательной эмансипации и возможности защитить свои права, но нет: женщинам не обязательно работать на шахте, чтобы столкнуться со зверским обращением к себе.
Зачастую задача биографических фильмов — подтвердить легендарность и возвести личность на пьедестал. Картина Оливье Даана, в оригинале имеющая трогательное название «Малыш», рассказывает о великой певице Эдит Пиаф. Марион Котийяр идеально подошла на роль женщины, чьи улыбки карикатурны, жестикуляция вычурна, а плечи чересчур зажаты. Но все это оправдывается одним-единственным аргументом: она — Эдит Пиаф и по-другому жить не может.
«Жизнь в розовом цвете» прекрасно олицетворяет то, как существовала Пиаф, как воспринимала реальность иначе. Даан не просто снял байопик, а почти хроникально восстановил эпоху Пиаф — в цитатах героев, окружающих певицу, слышны вся трепетность и любовь, с которыми французская богема относилась к певице. Но в какой-то момент шлейф розового цвета развеивается, и перед нами уже уязвимая женщина, испытавшая слишком много на своем веку.
Джонатану Ларсону, или просто Джону (Эндрю Гарфилд), — почти 30. Возлюбленная устала ждать, пока он найдет достойную работу, а лучший друг променял мечты на прибыльную карьеру. Сам Ларсон мечтает выступать на Бродвее с мюзиклом собственного авторства, а пока что работает официантом в забегаловке. Конечно, каким еще может быть сюжет фильма от создателя одного из самых известных мюзиклов — Лил-Мануэля Миранды?
На самом же деле это мюзикл о кризисе среднего возраста и попытке принять наступление четвертого десятка, который требует включить голову — как и все вокруг. В «Тик-так… бум!» нет метафор, аллюзий или запутанных сюжетных линий: это автобиографическое размышление самого Ларсона, чья «Богема» долгие годы шла на Бродвее. Скорее всего, фильм не был бы так правдоподобен, если бы там не было Гарфилда, который всегда немного чересчур — в хорошем смысле. Занятно, но актеру пришлось год учиться петь уже после того, как его утвердили на роль, что еще раз подтверждает: главное — верить в мечту.
И снова Кейт Бланшетт, в этот раз — единственная в образе независимой журналистки, решившей бросить вызов мафии на свой страх и риск. Пока Ирландия 90-х разделяется на лагеря католиков и протестантов, в Дублине разражается война наркобаронов. Однако о происходящем жители узнают не через официальные сводки, а от Вероники Герин — авторки независимого издания. Ее решение подвергнуть риску себя и свою семью не увенчивается успехом: несмотря на то что к преступникам приковано ненужное им внимание, в 1996 году Вероника погибла — всего через два года после работы в издании.
Режиссер фильма Джоэл Шумахер не пытался сделать исключительно биографический фильм — скорее запечатлеть оцепеневший от страха город и его бессилие перед криминальными структурами. Рассуждать о том, стоит ли своя жизнь спокойствия целого города, Шумахер предлагает нам самим. Но факт остается фактом: за первый год расследования наркопреступность в Ирландии упала на 15%.
Бойкая и дерзкая Эрин Брокович (Джулия Робертс) бросает вызов корпорации, загрязняющей грунтовые воды в штате Калифорния. Но Брокович — не гениальный юрист, а мать троих детей, которая ищет работу и готова применить для этого всю свою напористость. Отступать для нее — непозволительная роскошь, и изначально волонтерское дело становится одной из самых громких судебных тяжб в истории Америки, экранизированной Стивеном Содербергом.
Самым удивительным становится мотив Брокович. На весьма рискованную борьбу с корпорацией она выходит из-за усталости от безработицы, безденежья и бесконечной несправедливости. Прежде чем погрузиться в юридический мир, Брокович терпела унижения и домогательства, чтобы ей хватило собственных усилий одержать победу над гигантом. Занятно, но Джулия Робертс получила баснословный гонорар в 20 млн долларов, что сделало ее первой актрисой, перешагнувшей этот рубеж.
Аль Пачино тоже не может закрыть глаза на беззаконие в фильме Сидни Люмета «Серпико». Главный герой — полицейский, в котором из-за любимой шапки-бини и бороды стража порядка так и не признаешь. До картины Люмета про героя Бруклина Франческо Серпико никто не знал, а ведь он противостоял объединившимся с полицией города коррупционерам. Как и несколько предыдущих картин, «Серпико» — о человеке, решившем единолично бросить вызов.
Эта роль Аль Пачино контрастирует с образом в вышедшем всего годом ранее «Крестным отце», но не вызывает диссонанса — настолько органично актер смотрится на фоне Нью-Йорка, который Люмет обожает в кадре со всех сторон. Неудивительно, что фильм вошел в сто самых воодушевляющих картин по версии Американского института кино: истории о противостоянии человека и системы со справедливым концом можно пересчитать по пальцам.