Так уж заведено, что кинематограф не только про истории, но и про скорости. Если быть точнее, то истории, рассказанные посредством бешеной скорости и выжатой педали. Начиная с 70-х кино с особым азартом осваивало натурные съемки автомобильных погонь, которые обрели культ и свою армию поклонников. Сегодня уже трудно представить блокбастер или криминальный триллер, в котором авторы воздерживаются от сцен с автомобильным преследованием.
Мы вспомнили восемь самых ярких кинозаездов, которые точно стоили всех трат и усилий.
У сиквела «Матрицы» есть один иконический эпизод, который зрители никогда не забудут, хоть сколько критикуй продолжение. Речь, конечно, об адреналиновой погоне по шоссе с участием Тринити и Морфеуса. Герои сражаются против агентов и Близнецов на бешеной скорости, а в ход идут различные транспортные средства, начиная с мотоцикла и заканчивая грузовиком.
«Перезагрузка» предложила целую автомобильную симфонию, развернутую на трехполосной трассе, – немудрено, что шоссе пришлось конструировать самолично, потому что подходящей локации для фильма не нашлось. Как итог создатели совершили благое дело, разбив машины и отправив суперстильный Ducati на встречную полосу. Минута боевой славы не только для Тринити, но и для марки итальянских мотоциклов.
Шпионский фильм без погонь, давайте начистоту, не может называться шпионским. Это хорошо понимали авторы франшизы о Джейсоне Борне, привыкшие вставлять в сюжет захватывающий дорожный аттракцион. Одна из лучших сцен принадлежит сиквелу, когда за раненым Борном устремляется целый легион милицейских машин, да еще и злодей-наемник на Geländewagen. Шумная, реактивная и колоритная погоня развернута на улицах будничной Москвы (немаловажно, что именно в столице и снимали), а логичной целью дорожного приключения становятся автомобильные разрушения и аварии. Все машины, что появились в кадре, обязательно обратятся в груду бессмысленного металла. Преследование из «Превосходства Борна» часто называют лучшей кинопогоней в ландшафте Восточной Европы. При всей громогласности, с этой номинацией трудно поспорить.
Стильная ночная погоня из «Водителя» Уолтера Хилла вдохновила несметное количество фильмов (и, рискнем предположить, видеоигр тоже). То, что отличает ее, это главным образом ювелирная простота и качество исполнения. Райан О’Нил играет молчаливого и ловкого водителя, который умеет выбираться на своих четырех колесах из любой передряги – даже когда за ним гонится целый отряд полицейских машин.
Одна из лучших сцен фильма – это ночной заезд по городу: гонщик ловко увиливает от властей, прячась в темных переулках, а затем внезапно вдавливая педаль. Как итог переворачиваются полицейские машины, действо сопровождается ночной романтикой со звуками сирен и холодной цветовой гаммой, состоящей из переливов ночных фонарей по асфальтовой глади. Вот где Рефн подглядел рецептуру своего «Драйва» и этого, впрочем, даже не скрывал.
Тарантино хорошо представлял себе вкус сочной кинопогони – и знал, из чего она готовится. «Доказательство смерти» много в чем отсылает к заветным 70-м, но основное дело вершит эпизод, когда каскадер Майк (Курт Рассел) пускается в охоту за очередными жертвами – компанией девушек, одна из которых решает прокатиться на капоте Dodge Challenger 1970 года. Идея, может, и достойная, но не когда за тобой гонится маньяк на черном дьявольском автомобиле.
На уровне кадров, мизансцен, ритмического решения – везде Тарантино славит времена, когда ему довелось застать «Дуэль», «Исчезающую точку» и «Безумного Макса». Да, девушки в кадре привлекательны, но весь эротизм, будучи заядлым киноманьяком, Квентин заливает в двигатели автомобилей. «Это было просто вау!» – все что может вымолвить покоренный зритель.
У каждого в детстве была своя любимая погоня, вызвавшая восторженное «вау». С высокой вероятностью зрители назовут именно сцену из второго «Терминатора» – она была живым воплощением качественного высокобюджетного кино. «Судный день» был прорывным и неповторимым, в особенности с длительной секвенцией погони по бетонным каналам, где тягач с Т-1000 преследовал молодого Джона Коннора и Т-800. Уже тогда Кэмерон баловался с цифровыми эффектами, но погоню снял, что называется, голыми руками – с использованием настоящей техники.
Каждая секунда этого четырехминутного драйва доказывает одно: несокрушимость как героев, так и всего съемочного состава. Freightliner несется за целью, втискивается в эстакады, нашпиговывается пулями Шварценеггера и взрывается – футуристическому пришельцу Роберта Патрика все нипочем.
А что будет, если превратить фильм в одну сплошную погоню? Джордж Миллер чуть ли не первым в истории задумался над этим, встав за руль своего постапокалиптического сиквела. Подлинным сюжетом «Воина дороги» хочется называть не противостояние героя Мэла Гибсона головорезам, а саму пустынную погоню – место схождения формы и содержания, полное эстетическое единство.
Макс управляет бензовозом и вместе с выжившей общиной уходит от преследования охотников: в ход идут гарпуны, огнестрел, опасные дорожные маневры. Погоня не только драматична, но и, по сути, представляет собой полноценное драматургическое произведение с последовательной композицией, где есть завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка. Пустынный драйв, снятый на натуре с использованием реальной техники, потом Миллер повторит в не менее успешном фильме 2015 года. Его философия понятна: если заводить двигатель, то только для работы в режиме нон-стоп.
В 60-х и 70-х годах кино вышло из павильонов на натуру, выкатив еще и автомобили. Как итог зрители получили целое десятилетие кинопогонь, среди которых хрестоматийное место принадлежит «Буллиту». Боевик со Стивом МакКуином довольно трудно пересказать, не все в нем удается запомнить и уловить, однако погоня по улицам Сан-Франциско – чуть ли не визитная карточка картины.
Стильный и смекалистый лейтенант Фрэнк Буллит садится в Ford Mustang GT и устремляется за бандитами. Дальше – чистая пластика, сложенная из рева моторов, холмистых рельефов города и чудотворной механики киномонтажа. Сцена преследования будоражит своей длительностью, многообразием ракурсов и острых сюжетных решений. Кино – это правда не только 24 кадра в секунду, но и в 175 км/ч – до таких скоростей доходила самонадеянная авантюра «Буллита».
Как «Французский связной» складывается в зрительской памяти? Все просто: на 30% это неонуар с Джином Хэкменом и Роем Шнайдером, а на остальные 70% – автопогоня по нью-йоркским улицам. Сценой бешеной езды Уильям Фридкин не только показал, что такое подлинный драйв и какова бывает награда за творческий риск (эпизод снимали без разрешения властей и импровизировали на опасных участках трассы), но и негласно подтолкнул к выводу, что сила кино – в локомоции и параллельном монтаже.
Полицейский, сыгранный Хэкменом, конфискует у гражданина машину и устремляется по встречке за составом наземного метро – именно туда запрыгнул преследуемый бандит. Главное не только препятствия, которые подстерегают на шумной трассе, но и техника съемки – Фридкин управлял камерой, ютясь на заднем сиденье, а другая крепилась на бампере. После «Французского связного» резонно идти на смелые утверждения и говорить, что лучше погоню никто так и не снял.