Сегодня за непреодолимую любовь к бесконечным сиквелам, ребутам и ремейкам Голливуд не пинает только самый ленивый. И есть за что – в десятке наиболее кассовых картин в истории кино оригинальные ленты занимают лишь треть мест
Для нового поколения название этого фильма, возможно, ничего и не скажет, но у тех, кто застал расцвет эры видеопроката конца прошлого века, фильм Уолтера Хилла «Миллионы Брюстера» наверняка был одним из самых любимых. Эксцентричная комедия о чернокожем спортсмене, получившем огромное наследство и по условиям завещания вынужденном тратить по миллиону в день, открыла массовому зрителю Джона Кэнди и вознесла на вершину Ричарда Прайора. Тут бы и порадоваться за авторов фильма, если бы не тот факт, что картина 1985 года стала восьмой по счету вольной экранизацией одноименной повести и адаптированной из нее пьесы Джорджа Барра МакКатчена. Причем сценаристы «Миллионов» ориентировались даже не на оригинальное литературное произведение, а на фильм 1945 года режиссера Аллана Дуона, в свое время попавший даже в число номинантов на премию «Оскар». Эту картину вполне можно отыскать и пересмотреть, чего нельзя сказать о первой экранизации повести – лента 1914 года считается безвозвратно утерянной.
Фантастическая комедия «Большой», снятая режиссером Пенни Маршалл, стала одним из самых главных событий 1988 года. Великолепная актерская работа Тома Хэнкса превратила потрепанный временем сюжетный ход с перемещением ребенка в тело взрослого в захватывающее приключение, не лишенное серьезности, но от души ребяческое. Киноакадемики отметили картину двумя номинациями, в том числе и за оригинальный сценарий, хотя об оригинальности «Большого» можно поспорить. Скрипт американского фильма был вдохновлен одноименной итальянской лентой Франко Амурри, вышедшей годом ранее. Конечно, отличия между двумя сценариями достаточно велики – европейцы обошлись без автомата Золтера, главный герой там влюблен в свою учительницу и работает нянькой, но, согласитесь, с номинацией за оригинальность вышел конфуз.
Оскароносный перформанс Аль Пачино в драме Мартина Бреста «Запах женщины» действительно заслуживает всяческого уважения – трагедия отставного военного, потерявшего зрение, а следом теряющего и желание жить, исполнена на самом высоком уровне. Почти трехчасовая картина является подлинным бенефисом Пачино, но стала бы его игра столь пронзительной, не будь у знаменитого американца не менее выдающегося предшественника? Почти двадцатью годами ранее свет увидел одноименный итальянский фильм режиссера Дино Ризи, где главную роль исполнил Витторио Гассман, – и эта картина была принята критиками еще более позитивно, «Запаху» 1974 года достались призы Каннского кинофестиваля, премия «Сезар» и две номинации на «Оскар». Оба фильма, кстати, номинировались в категории «лучший адаптированный сценарий», так как являются экранизациями книги Джованни Арпино.
Если бы мы выбирали самый легкомысленный фильм Джеймса Кэмерона, то первую строчку такого хит-парада заняла бы «Правдивая ложь», экшен-комедия 1994 года (ну в самом деле, не «Пираний 2» же нам выбирать). Скорее пародийный, чем серьезный боевик от специфического юмора из уст Арнольда Шварценеггера и эротических танцев в исполнении Джейми Ли Кертис только выигрывает, а размах боевых сцен добавляет ленте драйва. Оригинальная французская комедия «Тотальная слежка» повторена в основных сюжетных поворотах и даже тщательно продублирована в паре цен, однако европейской ленте далеко до масштабов Кэмерона, у которого обязательно все должно взрываться, сверкать и поражать техническим исполнением. Бюджет решает, в случае «Правдивой лжи» ремейк стер оригинал из памяти почти мгновенно.
Сегодня, спустя двадцать лет, потрясающий научно-фантастический фильм Терри Гиллиама «12 обезьян» снова у всех на устах – выход на телеэкраны сериала, снятого по мотивам картины, возродил интерес к классике. Однако и Гиллиам свой фильм снял не на пустом месте, сценариста Криса Маркера к творчеству подвиг просмотр французской короткометражки «Взлетная полоса». Лента 1962 года, безусловно, визуально выполнена совсем иначе, но кое-какие сюжетные ходы в ней угадываются, например, отправка в прошлое заключенного, а также важный для формирования характера главного героя поворот в судьбе, когда персонаж в детстве видит смерть себя, прибывшего из будущего. «Полоса», скорее всего, осталась бы незамеченной и навсегда пропала бы на полках хранилищ, не взойди ее семена столь удивительным образом. Кстати, не исключено, что это кто-то из будущего прибыл в 60-е и снял «Взлетную полосу» только для того, чтобы в 1995-м у нас появился блестящий фильм с Брюсом Уиллисом и Брэдом Питтом.
Для современных кинематографистов «Схватка» Майка Манна, снятая 20 лет назад, по-прежнему является жанровым учебником – столь плотные характеры, такая наэлектризованная атмосфера и невероятное напряжение в каждом кадре удаются далеко не каждому режиссеру и отнюдь не в каждом фильме. Прибавьте к этому феноменальную сцену ограбления, которую можно пересматривать бесконечно, и фантастический актерский состав, и вы получите настоящий шедевр. Теперь пришло время узнать, что Манн оттачивал свой фильм несколько лет и что «Схватка», по сути, является авторемейком телефильма «Сделано в Лос-Анджелесе». За шесть лет до триумфального противостояния Роберта Де Ниро и Аля Пачино Манн снял пилотный эпизод криминального сериала о буднях американских полицейских и гангстеров. Сериал не был запущен, и режиссер из пилота перемонтировал телефильм, почти дословно повторяющий фабулу «Схватки». Когда же у Манна появилась возможность сделать кино с хорошим бюджетом и актерским составом, он вернулся к знакомой ему истории. Не зря, как нам кажется.
Людям, искренне удивляющимся фантастическому дуэту Мэттью МакКонахи и Вуди Харрельсона в «Настоящем детективе», можно только посочувствовать – значит, в их жизни не было «Эда из телевизора», картины 1999 года, где актеры уже составляли прекрасный тандем. Впрочем, такой пробел в знаниях неудивителен, ведь прекрасная комедия Рона Ховарда даже в Штатах прошла почти незамеченной, прошедшая в прокате годом ранее драма «Шоу Трумана» осветила тему теле-реалити более чем полно. Однако «Эд» заслуживает просмотра, особенно в связке со своим предшественником, канадским «Луи 19, королем эфира» – еще в 1994 году северные соседи США предсказали бум реалити-шоу, который может привести и к подобным «Эду из телевизора» сюжетам, где герои готовы на все, лишь бы камера повсюду следовала за ними, делая подлинными героями медиа.
Комедия Джея Роуча «Знакомство с родителями» не только стала одной из самых кассовых комедий 2000 года, но и породила два сиквела, в которых продолжилась история медбрата Грега Факера, ухаживающего за дочерью бывшего агента ЦРУ, а затем и ведущего ее под венец. Дуэт Бена Стиллера и Роберта Де Ниро получился действительно удачным, но знаете ли вы, что и у них были предшественники? Оригинал сюжета о бедолаге, попавшем под горячую руку не в меру требовательного папаши, был продемонстрирован зрителям еще в 1992 году в малоизвестной одноименной комедии режиссера Грега Глиенны, снявшегося в собственном фильме в главной роли. Роуч подошел к оригиналу достаточно почтительно, пару сцен перенеся едва не покадрово, но в целом предпочел сделать свой фильм более веселым и обращенным к молодой аудитории, а не к заглавным родителям.
Наверняка вы помните эротический триллер Эдриана Лайна «Неверная», где очаровательная Дайан Лейн изменяет Ричарду Гиру с Оливье Мартинесом. Картина с успехом прошла в прокате, Лейн заработала номинацию на «Оскар», а отзывы критиков не оставили без внимания сексуальные сцены, коими лента изобилует. Фильм Лайна является новым прочтением истории, рассказанной Клодом Шабролем еще в 1969 году. Во французской «Неверной жене» тогда снялись Стефан Одран и Мишель Буке, и в целом две ленты очень схожи друг с другом, за тем исключением, что фильм Шаброля не мог себе позволить столько эротизма в кадре, сколько поместилось в американский ремейк. Кроме того, считается, что Лейну удалось лучше продемонстрировать природу женской сексуальности, да и двусмысленный финал ленте 2002 года пошел на пользу.
Ради «Дома у озера» Алехандро Агрести в кадре после «Скорости» 1994 года воссоединились Сандра Буллок и Киану Ривз, однако это единственное, что фильму можно занести в актив. Интересная концепция общения сквозь время архитектора и доктора, живущих в одном доме с разницей в два года, оказалась погребена под ворохом избыточных сантиментов и разжевыванием вполне очевидных вещей. Оригинальный южнокорейский «Домик у моря» 2000 года был более артхаусным, серьезным и деликатным к зрителю. Конечно, и ему не удалось обойтись без романтического водопада слез, но таковы законы жанра – влюбленным нужно для начала пострадать, а уже потом жить долго и счастливо.
Некогда популярнейший комик Тим Аллен сейчас переживает не самые лучшие времена, с наскока и не припомнишь последний его удачный фильм. Вот и семейная комедия «Лохматый папа» заставляет скорее не смеяться до упада, а недоуменно пожимать плечами: мол, как актер докатился до жизни такой? Главный герой картины, окружной прокурор, под воздействием химикатов стал периодически превращаться в собаку. Над этим можно было бы посмеяться, не расскажи на эту тему все, что зрителям нужно знать, оригинальный фильм 1959 года «Лохматый пес», с которого срисован сюжет «Папы». Да, черно-белый «Пес» смотрится наивно, но зато он и добрее, и милее. А фильм режиссера Брайана Роббинса выделяет лишь участие в нем Роберта Дауни-младшего, но это как раз тот случай, когда даже этот человек оказывается не железным.
Пожалуй, выбор на роль режиссера мелодраматического боевика «Турист» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, автора «Жизни других», выглядел несколько странно, но прокат расставил все точки над «i». Постановка себя как минимум финансово оправдала, а как максимум свела наконец-то в кадре Джонни Деппа и Анджелину Джоли – когда еще такое увидишь? Счастливому соединению на экране двух идолов зрители должны быть обязаны французской криминальной картине «Энтони Циммер», в России демонстрировавшийся под названием «Неуловимый». В европейском варианте главные роли сыграли Иван Атталь и Софи Марсо, и химии между ними гораздо больше, чем между Джоли и Деппом. Посмотреть на это стоит.
Еще один авторемейк в нашей коллекции – молодежная мелодрама «Лето. Одноклассники. Любовь», в которой мама и дочь, героини соответственно Деми Мур и Майли Сайрус, пытаются наладить отношения между собой, попутно решая проблемы личной жизни. Режиссер и сценаристка Лиза Азуэлос сделала «Лето» из собственного фильма «Лол», снятого во Франции в 2008 году, там роли дочек-матерей исполнили Софи Марсо и Криста Тере. Картина стала кассовым хитом у себя на родине, в отличие от американского ремейка, молодежью проигнорированного. Оно и понятно, второй раз в одну и ту же воду скучно заходить было прежде всего постановщику, да и актрисы не проявляли особого рвения, так что при возможности выбора предпочтение стоит отдать оригинальной картине.