20 сентября в кинотеатрах начнется ретроспектива Алексея Германа-старшего. По такому поводу вспоминаем 10 малоизвестных фильмов СССР, приглашающих зрителя на интеллектуальный диалог
Армянский режиссер Сергей Параджанов в первую очередь знаменит своим ранним фильмом «Тени забытых предков». Его «Цвет граната» более экспериментальная по форме и менее известная картина. Фильм рассказывает о жизни армянского поэта XVIII века Саят-Нова через несколько миниатюр, наполненных символизмом, религией и духом культуры того времени. Параджанов использует медиум кино по максимуму, поэтому не ждите диалогов и какого-либо объяснения – постарайтесь просто сконцентрироваться и считывать смысл из визуальной части.
Режиссер Михаил Калатозов и оператор Вадим Урусевский создали один из лучших фильмов в истории СССР – «Летят журавли». «Я Куба» – это частично пропагандистское кино о том, как хорошо быть социалистом. Картина поделена на 4 истории, которые рассказывают о революции на Кубе, но за простотой сюжета скрывается невероятное техническое достижение. «Я Куба» известен прежде всего за свои новаторские длинные кадры, игру со светом и сложную мизансцену. Фильм вдохновил не одно поколение режиссеров и операторов западных киношкол – схожие композиционные кадры, например, есть в недавнем «Ла Ла Ленде».
«Мольба» Тангиза Абуладзе – практически философское размышление о природе добра и зла в форме средневековой притчи. Поэт, устав от борьбы, решает сложить оружие, однако быстро понимает, что может повлечь за собой отказ сопротивления злу. Человек, конечно, не может сбежать от ужасов нашего мира, но высокие идеалы и вера в лучшее должны восстанавливать баланс сил и вести человечество к победе над злом.
Трудно поверить, что этот фильм является всего лишь дебютом грузинского режиссера Отара Иоселиани, настолько это уверенная работа. Идеалист Нико устраивается на работу в местную винодельную, где его система взглядов проходит проверку из-за местной коррупции. Полудокументальное, но магическое кино о внутреннем сломе героя на фоне впадающего в осеннюю спячку советского государства.
Экранизация повести Василя Быкова «Сотников» – вроде бы о двух партизанах, но на деле о предательстве библейского масштаба. «Восхождение» рассказывает историю о выживании, принесении жертвы и предательстве, показывая при этом весь спектр людской натуры: от слабости и хрупкости труса до гордости и величия идущего на эшафот партизана. Шепитько показывает, почему смерть с высоко поднятой головой лучше жизни с опущенным в пол взглядом.
Гротескная сказка о бедном крестьянине Хмыре, которого отправляют искать загадочное счастье. На фоне революции и коллективизации бедняк находит деньги, покупает лошадь и собирает большой урожай, однако злые кулаки, попы и полицейские отбирают пожитки и в целом мешают ему жить. Александр Медведкин вплетает в фильм множество отсылок к фольклорным традициям и по-философски показывает цену этому самому «счастью».
Еще одно философские рассуждение на фоне коллективизации – на этот раз о столкновении человека и природы, а также коллективного и частного. Получив в распоряжение технику, простой крестьянский мужик начинает считать себя богом – он перепахивает все наделы, тем самым стирая границу между общей землей и частной. Несмотря на свои божественные амбиции, человек так и останется всего лишь жалким существом, задающим вопросы небу в ожидании решения своих проблем.
Медитативный шедевр о понятии собственности, осознании себя частью культуры и желании оборвать все связи с Родиной. Простой крестьянин Иван Дидух ловит в ночи вора – по законам деревни хозяин жилища должен его казнить. Во время разговора с вором Иван перестает понимать, почему он должен убить такого же бедняка, как он сам. Однако таковы деревенские традиции – отказавшись от них, Иван решает уехать с родной земли, на прощание поставив на холме каменный крест.
Абстрактная поэма о живущем в пустыне старике, который скучает по сыновьям. Его колодец раньше утолял жажду путников, а теперь засох за ненадобностью. Оставшись в полном одиночестве, старик погружается в собственные воспоминания, а потом и вовсе решает умереть. «Родник для жаждущих» – это не просто фильм о жизни и смерти, а настоящее рассуждение о старении, одиночестве, важности памяти, социализации и подготовке к собственной смерти.
Снятая практически без диалогов экзистенциальная притча, пропитанная безысходностью и депрессией. Блуждающие вне времени и пространства двое парней встречают девушку – вместе они гуляют по опустошенным локациям и занимаются сексом. За три дня, проведенных вместе, они так и не помогут друг другу справиться с собственными мучениями, потому что слишком зациклены на себе.