«День мертвецов» /Day Of The Dead/ (1985)
США, 1985
Режиссер: Джордж Э. Ромеро
В ролях: Лори Кардилл, Терри Александр, Джозеф Пилато
Язык: русский, английский (русские субтитры)
Prestige Cinema
В подземном военном бункере, придуманном на случай ядерной войны, после общепланетарного зомби-коллапса засел отряд деморализованных военных и группа доцентов с кандидатами, пытающихся подобрать к зомби антидот. Бункер атакуют мертвецы. Другие мертвецы, еще живые, дерутся внутри за власть. Кто победит – разум или милитаризм?
«День мертвецов» – финальная часть зомби-канона Джорджа Ромеро, создание которого растянулось на целых двадцать лет. Каждая из трех частей канона посвящена определенному времени суток: ночи («Ночь живых мертвецов» /Night Of The Living Dead/ (1968), 1968), рассвету («Рассвет мертвецов» /Dawn Of The Dead/ (1978), 1978) и, соответственно, дню. Увы, режиссеру, который замахивался на зомби-эпохалку – «Унесенных ветром» /Gone With The Wind/ (1939) в стиле зомби«, как сам он говорил – в какой-то момент обрезали бюджет, так что результат очень сильно отличается от первоначальных замыслов.
А в замыслах, судя по всему, было сделать третью часть зомби-трилогии наиболее концептуальной, поэтому в фильме очень много разговаривают, читают, между прочим, маленькую лекцию по анатомии и спорят, спорят до потери пульса. Даже зомби произносят здесь несколько слов. Экшн – не самая сильная сторона этого фильма, но если вы ищете самых живописных мертвяков, которых обычно художники не балуют, то вам сюда: кудесник мэйк-апа Грегори Никотеро («Город грехов» /Sin City/ (2005), «Ванильное небо» /Vanilla Sky/ (2001), «Зеленая миля» /Green Mile, The/ (1999)) проявил в работе с трупами настоящие чудеса фантазии. Не самый удачный, но обязательный фильм в любой зомби-коллекции. Правда, классическую трилогию Ромеро придется собирать с конца: первые две части зомби-триптиха официально еще не изданы, хотя все, кому эта тема интересна, их, конечно, видели.
«Небесный замок Лапута» /Tenkuu no Shiro Laputa/ (1986)
Япония, 1986
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Ruscico
Классика мирового кино, заоблачный шедевр Хаяо Миядзаки и студии »Гибли« эпохи 80-х – »бури и натиска« японской анимации -- наконец-то издан на лицензионном DVD. На маленького подмастерья сваливается с дирижабля принцесса с магическим камнем, чей луч указывает на таинственный летающий остров – замок Лапута, начиненный невиданными супертехнологиями. За камнем охотятся спецслужбы и воздушные пираты.
Что делает Хаяо Миядзаки, креативный лидер недавно на ту пору созданной студии »Гибли«, которая твердо встала на ноги после феерического успеха «Навсикаи из Долины Ветров» /Kaze no Tani no Nausicaa/ (1984)? Рисует и оживляет на экране мечту своего детства – авиацию. Отец Миядзаки – инженер и владелец небольшого авиазавода – конструировал и собирал хвостовые стабилизаторы для японских истребителей (в том числе тех самых – с камикадзе). Сын придумал альтернативную вселенную, где небо бороздят фантастические летающие конструкции всех мастей – махолеты, небесные мельницы, воздушные шары на паровой и велосипедной тяге, реактивные авиетки, турбо-скутеры и пр., и пр. Большая частья действия картины происходит на высоте трех тысячи метров над землей, и если назвать фильм Миядзаки, от которого больше всего захватывает дух, то это, конечно же, »Лапута«. Те, кто уже забыл, что это такое – провожать взглядом каждый самолет – после этого фильма обязательно вспомнят про эту замечательную детскую привычку.
«Феномен» /Phenomena/ (1984)
Италия, 1985
Режиссер: Дарио Ардженто
В ролях: Дженнифер Коннелли, Доналд Плезенс, Дариа Николоди, Федерика Мастроянни
Язык: итальянский, русский (синхронный и закадровый), русские субтитры
Cinema Prestige
В швейцарском женском пансионе, куда богатые родители отправляют молодую Дженнифер, орудует маньяк-убийца. Прикованный к креслу-каталке биолог, специализирующийся на трупных червяках, личинках и опарышах, приходит на помощь следствию. Указать убийцу может только один человек – Дженнифер. Странная девушка-лунатик, умеющая устанавливать с насекомыми телепатическую связь.
Первый англоязычный фильм Дарио Ардженто (предыдущие дублировались, притом какими-то дикторами BBC) и один из его самых удачных и концептуальных ужастиков. Безусловно хороша дебютирующая на большом экране Дженнифер Коннели (эпизодические танцы-шманцы в «Однажды в Америке» /Once Upon A Time In America/ (1984) Серджо Леоне – не в счет). Но лучше всех, конечно же, получились в картине ползающие, летающие и стрекочущие насекомые. Этим вообще везет в кино: достаточно показать во весь экран и как-то зарифмовать с сюжетом мушиную или тараканью голову, и у новоиспеченного хоррора набирается солидная фэн-база на следующий же день проката.
Подробности. Идейный вегетарианец Ардженто, обожающий демонстрировать судебно-медицинские детали самым крупным планом, наотрез отказывался убивать животных и хотел использовать для съемок механических жучков. Когда затея провалилась, режиссер полгода разводил их сам, получив отличную актерскую команду из бабочек, мух, муравьев, светлячков, улиток, тараканов и прочей живности такого рода. Все они так или иначе скончались во время съемок, и теперь Ардженто, давая интервью, частенько вспоминает об этом эпизоде как о примере абсолютно недопустимого обращения с животными. После »Феномена« (известного, благодаря сильно цензурированной американской версии как »Мурашки") мода на насекомых охватила голливудские фильмы ужасов: в следующем году Дэвид Линч отсалютует итальянцу, заселив газоны страшными жучками в «Синем бархате» /Blue Velvet/ (1986). Оттуда же, из арджентовского хоррор-зверинца – и куколка насекомого в «Молчании ягнят» /Silence Of The Lambs, The/ (1991).