«Стражи» уморительны как легкомысленная комедия, но слабы как полноценная космическая эпопея
Осторожно, в рецензии есть спойлер, выделенный белым шрифтом! Чтобы прочитать, выделите текст.
«Стражи» уморительны как легкомысленная комедия, но слабы как полноценная космическая эпопея.
Питер Куилл (Крис Прэтт) был мальчишкой похищен с Земли космическими пиратами. Теперь он галактический искатель приключений и добытчик уникальных артефактов. Во время выполнения очередного задания Питер находит загадочную сферу, за которой также охотятся межзвездные криминальные группировки. Когда за свои «подвиги» Куилл попадает в тюрьму, он сговаривается с несколькими заключенными, чтобы вместе сбежать и продать артефакт за головокружительную сумму. Но как только заговорщики – Питер, киборг-убийца Гамора (Зои Салдана), туповатый воин Дракс (Дейв Баутиста), гуманоидное дерево Грут и разумный енот Ракета – узнают, какую тайну скрывает сфера, они понимают, что судьба предоставила им, преступникам, шанс спасти Галактику от одержимого фанатика Ронана (Ли Пейс).
Студия Disney купила «Звездные войны», но это не значит, что она не хочет рассказывать никакие другие космические истории. Напротив, диснеевцы возлагают большие надежды на «галактическое» ответвление вселенной Marvel, и они вложили кругленькую сумму в съемки и раскрутку «Стражей Галактики» – не имеющей прямого отношения к предыдущим супергеройским лентам Marvel экранизации одноименного комикса, который издается с 2008 года. Однако Джордж Лукас может спать спокойно – до его первой трилогии «Стражам» далеко.
Почему? Потому что «Стражи» – не столько «космическая опера», сколько фантастическая комедия с потрясающим солистом в лице Ракеты. Рекламная кампания фильма всегда выдвигала енота на первый план, и она не обманула – Ракета действительно превосходен. Исключительно правдоподобно анимированный зверек, который одновременно неукротимый воин, изобретательный механик и тролль 80-го уровня в духе доктора Хауса, – пантеон фантастических киногероев только что пополнился претендентом на вершины хит-парадов! Ракета настолько хорош, что фильм стоит увидеть только ради того, чтобы посмеяться над ним и вместе с ним.
О других Стражах, однако, этого не скажешь. Питер Куилл намного лучше, чем можно было ожидать, когда было объявлено, что герой ситкома «Парки и зоны отдыха» сыграет персонажа «вроде Хана Соло», но, при всем уважении, Прэтт все же не Харрисон Форд, и он смотрится не до конца убедительно, когда не хохмит и не придуривается, а расстреливает врагов. В свою очередь, громила Дракс ставит перед зрителями некомфортный вопрос: «Можно ли смеяться над героем, который то ли аутист, то ли умственно отсталый?», а молчаливый Грут служит «богом из машины» и к концу фильма демонстрирует столько разных древесных суперспособностей, что это начинает раздражать и утомлять. Наконец, Гамора страдает тяжелым «синдромом крутой телки, которая появляется в фильме только потому, что в таком кино должна быть крутая телка».
Скучнее Гаморы только ее злобная приемная сестра Небула, больная «синдромом крутой телки, которая появляется в фильме только потому, что в кульминации кто-то должен подраться с положительной крутой телкой». Бедная Карен Гиллиан! Насколько она живая и яркая в сериале «Доктор Кто», настолько же она мертвая и бледная (во всех смыслах слова) в «Стражах Галактики».
Злодеи картины лишь немногим лучше. Ронан выглядит сурово и размахивает здоровенным молотом, но он нуден, монотонен и лишен того интеллектуального флера, который отличает настоящих суперзлодеев. Плюс, как и в случае с Гиллиан, гримеры спрятали выразительное лицо Ли Пейса под толстым слоем грима, и актер играет лишь в половину своих возможностей. Сравните Ронана с пейсовским Трандуилом из «Хоббита», и вы сразу почувствуете разницу.
В свою очередь, пират Йонду (Майкл Рукер из «Ходячих мертвецов») как-то слишком быстро переходит на сторону добра и бросается рисковать жизнью ради планеты своих врагов. Кроме того, у него самое крутое и необычное в фильме оружие, которое явно стоило не тратить на второстепенного персонажа, а передать кому-то из главных героев, орудующих тривиальными бластерами и клинками. А так у Йонду едва ли не единственная врезающаяся в память боевая сцена во всей картине. Хотя экшен в «Стражах» буквально на каждом шагу.
Вообще, сценарных промахов в фильме столько, что их не успеваешь подмечать. Это не проблема для иронической комедии, которой картина, как уже говорилось, в основном и является. Но «Стражи» хотят быть не только цепочкой хохм, но и пафосной супергеройской эпопеей – и съезжают на обочину всякий раз, когда включают «серьезную» скорость. Как вам, например, тот факт, что вся космическая армия планеты Ксандер с трудом сдерживает корабль Ронана, фанатика из народа кри? Ведь из фильма следует, что общие силы ксандерианцев и кри примерно равны (иначе бы война между ними не шла сотни лет без явной победы одной из сторон), и это значит, что один-единственный линкор противника должен быть армии Ксандера на один укус. Примерно как один нацистский танковый полк для всей Советской армии. И почему ксандериане атакуют Ронана, лишь когда его посудина входит в их атмосферу? Они слишком продвинутый народ, чтобы не иметь системы дальнего оповещения.
И так далее, и тому подобное. Фильм недостаточно хорошо продуман, чтобы впечатлить хардкорных фанатов космической фантастики, собаку съевших на обсуждении куда более тонких ляпов, чем «никто из полицейских после ареста героев не удосужился обыскать их вещи и поинтересоваться, что за странная сфера у них с собой». А ведь персонажей не задерживают на пять минут, а арестовывают, осуждают и переправляют в тюрьму на другой планете! И за все это время внимание привлекает лишь привезенный с Земли кассетный плеер Питера с «суперзвуком 1970-х». Немыслимо!
И кстати, о «суперзвуке». Это еще одна проблема фильма, на сей раз существенная лишь для России и других стран, которые в начале 1980-х не были в американской культурной орбите. Здорово, что в картине звучит старая музыка, и хорошо, что в «Стражах» есть шутки, выстроенные, например, вокруг сюжета «Свободных (Футлуз)». Но кто у нас влюблен в те мелодии и кто в России знает наизусть кино, прославившее Кевина Бейкона? Вряд ли многие. А космическая фантастика, как нам кажется, должна сплачивать зрителей из разных стран, а не делить их на «причастных» и «непричастных». Тем более в XXI веке, когда международная аудитория для голливудцев важна как никогда.