Продолжаем подводить итоги года и вспоминаем самые знаковые саундтреки 2018-го. От «Тебя здесь никогда не было», про который забыли киноакадемики, но хорошо помнят зрители, до «Человека на Луне» с его терменвоксом. Прибавьте громкости, мы начинаем!
То, что создал Том Йорк, даже сложно отнести к саундтреку – это отдельный альбом великого музыканта, который спокойно себе живет отдельно от фильма. В то же время успех «Суспирии» во многом зависел от музыки, а то гипнотическое звучание, которое Том подарил фильму, создало нужную мистическую атмосферу. Такие песни, как Unmade и Suspirium, уже не выбросишь из головы после просмотра. Странно, что Том не брался за саундтреки раньше. Говорит, его подстегнул к работе тот факт, что коллега из Radiohead Джонни Гринвуд умудрился уже собрать несколько номинаций на «Оскар» за музыкальное сопровождение к фильмам, и Тому тоже захотелось наконец себя в этом попробовать.
Джонни Гринвуд: «Тебя никогда здесь не было»
Раз уж мы вспомнили про Radiohead, сложно пройти и мимо последней работы Джонни Гринвуда. Он снова объединился с режиссером Линн Рэмси (несколькими годами ранее мультиинструменталист создал музыку к ее прорывному фильму «Что-то не так с Кевином») и записал просто невероятный по своему звучанию саундтрек к триллеру «Тебя никогда здесь не было». В прокат картина вышла в начале 2018-го и, видимо, исчезла с радаров киноакадемии, потому что номина-ций у новой работы Гринвуда практически нигде нет. Это кажется самой большой несправедливостью грядущего наградного сезона.
Бен Салисбери и Джофф Барроу: «Аннигиляция»
«Аннигиляция» Алекса Гарланда кино очень атмосферное, и 50% успеха создания правильной атмосферы как раз лежит на музыке. Композитор Бен Салисбери («Из машины») и участник великой британской трип-хоп группы Portishead Джофф Барроу объединились в миссии создать плотный и аморфный звуковой пейзаж. Ре-зультат превзошел любые ожидания. Ближе к концу саундтрек распадается и пре-вращается в нечто более похожее на музыку Майки Левай из Under the Skin. Ближе к кульминации, когда события в фильме разворачиваются на маяке, кажется, звук перерождается и живет своей жизнью. Прямо как один из центровых персонажей.
Последняя работа великого исландского композитора Йохана Йоханнссона, и какая! Хэви-метал эпос Паноса Косматоса с инфернальным Николасом Кейджем – одно из самых ярких и недооцененных кинособытий года. Фильм сначала медлен-но погружает зрителя в состояние тревожного анабиоза пугающим музыкальным саундтреком, будто бы имитирующим звуки, которые точнее всего иллюстрируют спуск в ад, а потом разгоняется до режима «слэм на концерте Slayer». Если вы переживете этот экспириенс, то вам уже ничего страшно не будет.
«Экстаз»
Французский постановщик Гаспар Ноэ всегда уделял большое внимание музыке в своих фильмах. В саундтреке к головокружительному экстазу есть и Томас Бангальтер из Daft Punk, и ужасающий Aphex Twin с треком Windowlicker, и даже Tainted Love, знаменитая песня группы Soft Cell. О’кей-о’кей, это единственный не оригинальный саундтрек в нашей подборке, но если вы видели фильм, то уже прочувствовали, как каждый трек действует в определенных сценах. Хочется то пуститься вместе с героями в 20-минутный танцевальный батл, то спрятаться под столом от происходящего вокруг кошмара. А вообще, это идеальный выбор для того, чтобы включить на новогодней вечеринке. Главное – не пейте сангрию.
Джастин Гурвиц: «Человек на луне»
От саундтреков, которые не получат ничего в этом наградном сезоне, до саундтрека, который (скорее всего) получит все. Перед Джастином Гурвицом стояла не самая простая задача: найти звуковую артикуляцию человечности Нила Армстронга. Он сумел построить двусторонний мост между Армстронгом – новаторским символом американской исключительности и Армстронгом – скорбящим другом и отцом. Для этого он использовал терменвокс (электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом), чтобы провести грань между человеком и технологиями. В итоге звучание вышло просто космическое.
Музыка саксофониста Колина Стетсона для одного из лучших хорроров года, «Реинкарнации», – это будто бы звук возникающей болезни, тревоги, не навязчивый, леденящий кровь. Для хорошего фильма ужасов музыкальное сопровождение все-гда играет важную роль. Как правило, в таких случаях саундтрек звучит ужасающе, и музыку используют как бы против зрителя. Но режиссер «Реинкарнации» не хотел придерживаться канонических правил и не настаивал на том, чтобы она нарочито играла на нервах у зрителя. Благодаря такому подходу ощущается, будто музыка преследует героев, ей что-то нужно от них. У каждой ноты есть какая-то зловещая цель. И когда вы слышите трансцендентный гул кларнетов, то понимаете: что бы ни преследовало героев фильма, оно наконец-то их настигло.