Когда я смотрел эту уникальную картину, мне почему-то вспомнился "Клубок змей" Франсуа Мориака. Но это уже в конце, когда речь напрямую зашла о наследстве. Первую же половину картины Оселиани посвящает быту французской провинции, где в одном из старых замков живет по привычкам вековых традиций кажущаяся чудаковатой старуха. Все тот же каждодневный ритуал, ленивый спор с соседом из-за границы земель, отмеченной старыми камнями. Игра в шары, покупки продуктов на рынке, верховая прогулка, слуги… Но все как бы подернуто грустной призрачной дымкой, и то ли во сне, то ли видением всплывает из далекого прошлого сцена дуэли; приходит элегантный офицер и дотрагивается до сигареты, тлеющей в пепельнице рядом с дремлющей старухой. Призрак уходит и умирает в кресле старуха, и из крикливой, коммунальной России презжает сестра покойной вместе с молодой женщиной. Съезжаются все члены семьи, и после оглашения завещания и скандала за поминальным обедом, замок пустеет. А наследница, отказывавшаяся продать "шато" японцам ни за какие деньги, погибает в поезде, взорванном террористами. Замок продан, прежний ритуал покупок совершается уже азиатами, открывающими ворота замка дистанционкой, а молодая родственница из России, та самая, что после обеда говорила сестре покойной, что помогать прислуге убирать со стола стыдно, примеряет и покупает наряды, а… Нет, пожалуй, не рассказать мне об этом фильме. Вот что говорит о нем сам Иоселиани: "Бессильные свидетели разрыва духовных, культурных и моральных связей поколений, мы, возможно, последние, кто помнит особый тип традиций, со своими правилами и своим искусством жить, то о чем нам успели рассказать или успели показать. И эти традиции мы, в свою очередь, не можем и не сможем передать. Этот фильм полон чувства невосполнимой потери, он пытается без излишней драматизации и, более того, с улыбкой, передать этот момент разрыва". Если Вы способны воспринимать прекрасное во всех его проялениях, то это та картина, что навсегда останется в сердце. Повесить ее на стенку нельзя, но на полку поставить можно. А жаль. Сцену дуэли, просмотренную мною несколько раз, я бы вставил в раму и повесил… Происходит все это во Франции, но с тем же успехом действие можно перенести в Грузию. Премия комиссии Министерства культуры Италии (присуждается один раз в 10 лет). Премия Берлинской Академии искусств (1992)ю Призы: Венеция-92. Премия CICAE (Гамбург-90). Приз кинопрессы-92. (М. Иванов)