По роману Карла Фридмана "Лопата и ткацкий станок".
Спасаясь от нацистов во время войны, еврей (Шелл) закопал два чемодана с самыми дорогими его сердцу вещами. Война отняла у него близких. Он перекопал половину Антверпена в поисках своих чемоданов, чем дал многим повод считать его одержимым. Он постоянно изучал старые карты и копал, копал, копал, надеясь, вероятно, на самом-то деле, вернуть тех, кого потерял. Его дочь Чайя (Фрэйзер), красивая современная девушка, как-то прогнав своего любовника, всю ночь агитировавшего ее за коммунизм (дело происходит в начале 70-х), устраивается работать няней в многодетную семью хасидов, живущую по древним законам Торы. Госпожа Кальман (прекрасная роль Росселлини), буквально падающая с ног от усталости, соглашается принять Чайю, хотя она не хасидка. Ее муж, господин Кальман (Краббе), сначала пытался выгнать девушку, назвав (за внешний вид) шлюхой, но потом сдался. В семье был милый рыженький четырехлетний мальчик Симха. Жизнь хасидам омрачал гнусный и жалкий старик-лифтер, вечно отключавший лифт и жалующийся своей собаке на больные ноги. Чайя не только не боялась лифтера, но и боролась с ним, порвав ему один раз форменную одежду. Она ходила с детьми в парк, к пруду, где показала как-то Симхе уточек, и мальчик научился крякать, а потом и говорить. Суровый господин Кальман не хотел признать Чайю, но между ними состоялся многое прояснивший разговор. Во время войны на его глазах нацисты повесили его отца и брата, отказавшихся отречься от веры и плюнуть на книгу Торы. Чайя готовила Симху к моменту, когда тот должен был задать отцу четыре вопроса, и сама была приглашена на это событие. Все складывалось хорошо, но совершенно неожиданно происходит трагедия - Симха утонул в пруду, где Чайя показывала ему уточек. Как он туда попал - неизвестно, но многие хасиды обвинили в этом девушку…
Нежный, добрый фильм, наполненный светлым состраданием и гуманизмом. Даже лифтер-антисемит, жалкое злобное ничтожество, показан так, что можно понять, чем вызвана его озлобленность, - одиночеством, старостью, бедностью, болезнями и невежеством.
Фильм посвящается Нино (1991 - 1993). Йерун Краббе получил премию "Голубой ангел", а Изабелла Росселлини - особое упоминание жюри на МКФ в Западном Берлине в 1998 году. (М. Иванов)