Необычную экспозицию представили в московском Государственном музее А.С. Пушкина создатели фильма "Две женщины". Режиссер картины Вера Глаголева, исполнители ведущих ролей Рэйф Файнс, Анна Астраханцева и Никита Волков рассказали первым гостям выставки о создании фильма и передали в коллекцию музея несколько костюмов, специально сшитых для съемок. Кроме того, посетители выставки смогут ознакомиться с уникальной фотогалереей, охватывающей весь съемочный процесс.
С 29 ноября по 20 декабря 2014 года в Государственном музее А. С. Пушкина будут представлены фотолетопись киносъемки и костюмы героев фильма «Две женщины» режиссера Веры Глаголевой, снятого по пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне». Выставка «Две женщины. Предисловие», организованная создателями фильма и Государственным музеем А. С. Пушкина, предварит премьерные показы кинокартины (фильм выйдет в российский прокат 22 января 2015 г.) и настроит на просмотр новой экранизации известного произведения.
Цель выставки — создать у зрителя особое, «тургеневское», настроение, погрузить его в другую эпоху, ввести в атмосферу неспешного дворянского и усадебного быта, размышлений и переживаний героев русской литературной классики. Необычная экспозиция объединит костюмы тургеневских киногероев и уникальные фото- и видеоматериалы, созданные участниками съемочной группы в процессе работы над фильмом.
В исторических интерьерах музея будет представлено более 40 авторских фоторабот и более 15 костюмов главных персонажей (всего для фильма было создано 27 комплектов). Визуальным дополнением к выставке станет показ мини-фильмов, которые расскажут едва ли не о каждом съемочном дне: от начала подготовки и команды режиссера «Мотор!» до заключительного «Всем спасибо! Съемки закончены».
Посетителей выставки ждет увлекательное путешествие в эпоху Тургенева сквозь объектив звезд мирового кино. Фотоэкспозицию составят пейзажные и портретные зарисовки, запечатленные режиссером Верой Глаголевой, француженкой Сильви Тестю и британским актером Рэйфом Файнсом, исполнившим в фильме главную роль. О незаурядном таланте актера в области фотографии знают в России, наверное, немногие. Между тем, он наследовал фотографический талант от своего отца, известного в Британии фотографа Марка Файнса. Как умеет Рэйф Файнс находить нужный ракурс и ловить настроение, а также насколько британский актер научился чувствовать Россию, смогут убедиться зрители выставки.
Прославив «Английского пациента» и сыграв в «Списке Шиндлера», Рэйф Файнс ранее уже принимал участие в экранизации русской классики. Он исполнил главную роль в британско-американской версии «Онегина» (1999). Кстати, некоторые кинокритики признали его Евгения лучшим за всю историю экранизаций бессмертного пушкинского романа. А до этого Файнс играл Аркадия Кирсанова в театральной версии романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в лондонском Королевском национальном театре. Актер искренне влюблен в русскую культуру и видит для себя еще немало интересных литературных персонажей. «Но во время съемок «Двух женщин» я настолько был сосредоточен на Ракитине, что не способен был думать ни о чем другом», — признавался Файнс. Актер сыграл героя, влюбленного в замужнюю женщину, о котором сам Иван Тургенев сказал: «Ракитин — это я».
Отдельного внимания заслуживают игровые костюмы, которые предстанут на выставке. Костюмные комплекты для фильма были созданы с большой тщательностью и вкусом, при соблюдении всех нюансов моды 40-х годов XIX века, выходного и повседневного стиля разных слоев русского общества. Кринолины, корсеты, шлейфы, зонтики, туфли, сюртуки, галстуки, цилиндры, пластроны… Через цветовую палитру и изобразительные детали костюмы передают не только психологическое состояние героев, но и «акварельность» авторского текста, литературного стиля, присущего произведениям Тургенева. Киногерои — обитатели дворянского гнезда, облаченные в изящные наряды, будто бы сошли с полотен Борисова-Мусатова или этюдов Сомова. Таков был изначальный замысел режиссера Веры Глаголевой и художника по костюмам Елены Лукьяновой. Они сразу договорились — никакого черного! Охристые и коричневые тона — для крестьян, светлые нежные оттенки — для дворян. Гардероб главных героев выдержан и драматургически, и личностно как по отношению к тургеневскому персонажу, так и к актеру, исполняющему роль. Так, например, элегантный, продуманно небрежный дачный комплект Михаила Ракитина прекрасно подчеркивает природный аристократизм и шарм Рэйфа Файнса. Укороченный чесучовый сюртук цвета слоновой кости идеально сочетается с хлопковыми брюками с высокой талией, полосатым жилетом и шелковым галстуком-самовязом…
Особое внимание следует обратить на место проведения экспозиции. Государственный музей А. С. Пушкина выбран создателями фильма не случайно. Важным для экспозиции является, конечно, и контекст самой улицы Пречистенки, средоточия городских дворянских усадеб XIX века, и антураж принадлежащей музею усадьбы Хрущевых-Селезневых, которую называют одной из жемчужин русского ампира. Однако самое главное все же — в том, что филиалом Государственного музея А. С. Пушкина является Музей И. С. Тургенева. Музей великого писателя был открыт всего лишь пять лет назад в мемориальном доме на Остоженке. Сегодня он, как и вся культурная общественность России, готовится к большому юбилею — 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева. Выставка «Две женщины. Предисловие» станет выставкой-даром к юбилею писателя. Творческая группа фильма «Две женщины» передаст Государственному музею А. С. Пушкина и его филиалу — Музею И. С. Тургенева на Остоженке все продемонстрированные на выставке костюмы, изобразительные и рукописные материалы, связанные с фильмом, эскизы костюмов и другие предметы. Эти вещи войдут в постоянную экспозицию Музея И. С. Тургенева и будут представлены на различных выставках.