26 декабря свой пятидесятилетний юбилей справляет популярный голливудский актер Джаред Лето — неофициальный Jesus, лидер фанатского культа имени самого себя и гордый носитель звания «самый неоднозначный Джокер в истории современного кино». Ах да, еще он никогда не стареет и отлично поет.
В течение десятков лет Джаред Лето считался одним из талантливейших актеров нашего времени — его «Оскар» за лучшую роль второго плана в фильме «Далласский клуб покупателей» стал чуть ли не главным кинособытием 2014 года. Лето определенно никогда не был звездой кассовых блокбастеров, однако он успешно развивался в своем мастерстве, сменив амплуа типичного подростка-сердцееда на главного фаворита инди-кино. Сотрудничество с такими режиссерами, как Дэвид Финчер, Терренс Малик и Даррен Аронофски, помогло Лето получить невиданный авторитет в шоу-бизнесе и фактически открыло перед ним все двери.
Увы, заслуженный оскаровский триумф так и остался последней яркой главой в кинокарьере Джареда Лето. В последние годы он все больше скатывается в какую-то самопародию, наполняя свои актерские перформансы напускным, а порой и вовсе абсурдным гротеском.
Специально ко дню рождения Джареда Лето составили рейтинг его знаковых работ — от дикого кринжа до настоящего величия.
Новая биографическая сатира Ридли Скотта угрожает стать самым мемным фильмом 2021 года — во многом благодаря филигранному переигрыванию Джареда Лето, которому досталась роль Паоло Гуччи, самонадеянного наследника известного модного дома, готового пойти по головам ради продвижения собственной карьеры. Комичный образ наследника Гуччи, созданный Лето и не очень хорошими гримерами, больше похож на издевательство над покойным Паоло и его знаменитой семьей, нежели на глубокий method acting, который хочешь видеть от оскароносного актера.
Вокруг этого фильма изначально было слишком много противоречий, однако в отношении Джокера Джареда Лето зрители, как ни странно, остались полностью единодушны — он определенно не дотягивает до уровня, продемонстрированного в свое время Хитом Леджером и Джеком Николсоном. Последующий «Джокер» Хоакина Феникса лишний раз убедил всех в том, что Лето вошел скорее в роль клоуна, нежели опасного психопата-убийцы. Забавно, что в этом случае гримеры как раз постарались на славу — демонстративно маргинальный образ Джокера, с многочисленными татуировками, золотыми зубами и зелеными волосами, выгодно выделялся на фоне своих предшественников и определенно вызывал интерес.
В сиквеле культового научно-фантастического фильма все того же Ридли Скотта Джареду Лето досталась роль Ниандера Уоллеса, директора могущественной корпорации будущего, которая выпускает новое поколение репликантов, беспрекословно подчиняющихся людям. Главная особенность Ниандера заключается в том, что он слепой. Джаред Лето, как большой поклонник метода Станиславского, решил использовать во время съемок специальные ослепляющие линзы. Таким образом, он не мог видеть ни режиссера, ни других персонажей. Увы, все эти жертвы не были оправданы ни на йоту — большая часть сцен с участием Ниандера так и не попала в финальный монтаж, возможно, потому что Лето в очередной раз ужасно переигрывал.
За свою роль в нуарном триллере Джона Ли Хэнкока «Дьявол в деталях» Лето впервые за много лет был отмечен номинацией на кинопремию. Впрочем, кто в 2021 году воспринимает «Золотой глобус» всерьез? Разве что сами представители ассоциации западной прессы. Лето, кажется, делал все возможное, чтобы стать главной звездой этого фильма, но по привычке вновь скатился в какие-то карикатуры. На фоне уверенной игры Дензела Вашингтона все его потуги выглядели особенно комично — однако, в отличие от того же «Бегущего по лезвию», сценарий «Дьявола в деталях» сам по себе звезд не хватал, и Лето в данном случае оказался в большей степени заложником своего экранного образа, нежели откровенно слабым актером.
Для роли Марка Чепмена в биографическом триллере «Глава 27» 35-летний Джаред Лето поправился на несколько десятков килограммов всего за семь недель. Такая резкая физическая трансформация не могла не сказаться на здоровье актера — в одном из интервью Лето признался, что после завершения съемочного процесса начал лечиться от подагры. Как большой поклонник творчества Джона Леннона, Джаред искренне погрузился в историю Чепмена, изучал интервью убийцы и пытался перенять его своеобразный южный акцент. Итоговый перформанс оказался более чем убедительным, однако сам фильм никого не впечатлил.
Легенда гласит, что Дэвид Финчер никогда не берет в свои фильмы плохих актеров. Джаред Лето, которому повезло поработать с режиссером дважды, определенно смог произвести на него впечатление. Как в «Бойцовском клубе», так и в «Комнате страха» у Лето были довольно небольшие, но запоминающиеся роли. Так, главной особенностью истеричного бандита Джуниора стали его афрокосы, которые, как оказалось, доставляли актеру массу неудобств. Из-за сильного напряжения кожа головы ужасно болела, постоянно напоминая о себе. К счастью, это никак не сказалась на его игре — напротив, Лето смог составить достойную конкуренцию Джоди Фостер и Кирстен Данст.
Еще один драматический байопик, на этот раз посвященный американскому бегуну Стиву Префонтейну. В свое время именно эта роль положила основу дальнейшему творческому пути Джареда Лето. Забавно, что до начала съемок актер был крайне далек от мира большого спорта, он не занимался в тренажерном зале и не бегал по утрам. Буквально за несколько недель Джареду нужно было не только привести себя в идеальную физическую форму, но и перенять некоторые особенности своего героя — из-за короткого торса во время бега Префонтейн сильно поднимал руки и задирал голову. Джареду также было особенно важно войти в контакт с семьей Стива, которая, в свою очередь, помогла ему создать максимально достоверный экранный образ спортсмена.
Главная роль в «Реквиеме по мечте» Даррена Аронофски смогла, так сказать, продвинуть Джареда Лето в массы — драматический триллер о наркотической эйфории и ее последствиях со временем стал настоящим мировым хитом. Во время подготовки к роли Гарри Голдфарба актер пустился во все тяжкие — он присоединился к компании нью-йоркских наркоманов, побывал сразу в нескольких самых злачных притонах города и практически полностью отказался от еды. В итоге к началу съемок Лето потерял тринадцать килограммов и напоминал оживший труп. К счастью, в данном случае все физические и эмоциональные затраты были как нельзя кстати — они помогли Джареду максимально точно войти в роль и практически полностью потерять самого себя.
Несправедливо обделенный зрительским вниманием «Господин Никто» Жако ван Дормеля поставил перед Джаредом достаточно серьезную планку — актеру предстояло перевоплотиться сразу в девять не похожих друг на друга персонажей, по сути, являющихся одним и тем же человеком, проходящим совершенно разные жизненные пути. И, несмотря на то что роль Немо не требовала каких-то особых физических трансформаций, она забрала у актера довольно большой объем внутренних сил — у каждой версии Немо был свой уникальный стиль, артикуляция и даже техника дыхания, а сами образы приходилось менять в рамках одного съемочного дня.
После съемок у Жако ван Дормеля Джаред Лето надолго пропал с радаров. Казалось, работа в кино его больше не интересует — вчерашний актер был полностью сосредоточен на своем музыкальном проекте, рок-группе Thirty Seconds to Mars. Однако новый проект Жан-Марка Валле заставил Лето пересмотреть свое отношение к профессии. Роль ВИЧ-инфицированной трансперсоны Рейон, кажется, стала для него новым челленджем. Эта работа потребовала не только особой физической подготовки — перед съемками в фильме Джаред сильно похудел и удалил все волосы с тела, — но и крайне деликатной сонастройки с глубокой внутренней трагедией героини, которую Лето как никогда хорошо понял и прочувствовал.