Майклу Фассбендеру — 45 лет! Блестящий актёр вот уже несколько лет как отошёл от активных съёмок в кино: теперь он покоряет гонки в Ле-Мане и радуется семейной жизни с Алисией Викандер. Впрочем, Майкл ещё вернётся, да и за свою относительно недолгую карьеру талантливый ирландец уже успел подарить нам много прекрасных ролей. Сегодня мы вспоминаем 10 его главных ролей: от таинственных рок-музыкантов в маске до всемирно известных предпринимателей.
В 2016-м Фассбендер исполнил главную роль в экранизации Assassin’s Creed, на тот момент одной из самых популярных видеоигровых серий в мире. На бумаге проект казался многообещающим: тут вам и звёздный актёрский состав с Марион Котийяр, Джереми Айронсом, Шарлоттой Генсбур и Бренданом Глисоном, и перспективный режиссёр Джастин Курзель, и достойный бюджет в 125 миллионов долларов. Но сработало классическое проклятие экранизаций игр: фильм не оправдал ничьих ожиданий. Понятно, что вина Майкла в этом минимальна — картину скорее сломал сумбурный сценарий и невнятный экшен. Но и Фассбендер, будем честны, ничего выдающегося не показал.
Приквел «Чужого» приобрёл не только библейский размах, но и Майкла Фассбендера в одной из ведущих ролей. Актёр сыграл андроида Дэвида, который начинает задаваться вопросами о роли создателя и создания в миропорядке. Как и следует искусственно выращенному человеку, персонаж Майкла предпочитает не выражать сильных эмоций — но при этом именно на нём держится религиозно-философское содержание картины. У «Прометея» как фильма много проблем: но Фассбендер в роли Дэвида в их число точно не входит.
В одной из многих экранизаций легендарного романтического романа Фассбендер сыграл Рочестера — центральный любовный интерес титульной героини. Костюмированные драмы, прямо скажем, — не главная специализация Майкла, но здесь он выглядит вполне органично. Возможно, помогает режиссёрское чутьё Кэри Дзёдзи Фукунаги, в фильмографии которого «Джейн Эйр» стоит особняком: сегодня он больше известен как автор первого сезона «Настоящего детектива» и приключений Джеймса Бонда в «Не время умирать».
Драма об отношениях двух всемирно известных психологов, Карла Юнга и Зигмунда Фрейда, и их общей пациентки — Сабины Шпильрейн. Фассбендер играет Юнга, важного теоретика, под конец жизни ударившегося чуть ли не в эзотерику. «Опасный метод» точно не включить в список лучших фильмов Дэвида Кроненберга, но это всё ещё приличное кино о трансформации человеческой психики. И держится оно, в основном, на актёрах: Майкл, правда, тут несколько скрывается за экспрессивной Кирой Найтли и великим Вигго Мортенсеном в роли Фрейда.
Роль Макбета — мечта для любого актёра: сложная, многогранная, бесконечно трагичная. Фассбендеру довелось сыграть сходящего с ума монарха в одной из самых заметных экранизаций последних лет, поэтичной драме Джастина Курзеля. Самому фильму, правда, стиль оказался интереснее актёрских перформансов. И как бы ни был хорош Майкл (а он делает тут всё, что от него зависит), его потрясающая игра не так заметна, как пафосные кадры баталий, окутанные красной дымкой. Поэтому сравнений с той же «Трагедией Макбета» Джоэла Коэна картина Курзеля, мягко говоря, не выдерживает.
В 2011 году франшиза «Люди Икс» пережила мягкий ребут — за режиссёрское кресло сел Мэттью Вон (будущий автор «Kingsman»), а актёрский состав пополнился новыми именами. Центральными фигурами в перезапуске стали два друга детства: Майкл Фассбендер и Джеймс Макэвой, сыгравшие двух друзей/врагов Эрика «Магнето» Леншерра и Чарльза Ксавьера. Приятелям предстояла непростая задача — достойно продолжить работу Иэна Маккеллена и Патрика Стюарта, игравших этих же персонажей до них. И они справились: сегодня уже нельзя говорить о Ксавьере, не представляя лицо Макэвоя, а Фассбендер навсегда закрепился в поп-культуре в образе Магнето.
С самого начала карьеры Фассбендер активно сотрудничал с режиссёром Стивом Маккуином — это лишь первая из их совместных работ в данном списке. В «Стыде» Майкл играет сексоголика и эротомана, неспособного контролировать свою интимную жизнь. Его жизнь круто меняется, когда к герою приезжает родная сестра Сисси (Кэри Маллиган), которая завязывает с братом весьма амбивалентные и сложные отношения. Не то чтобы кто-то сомневался, но «Стыд» доказывает, что Фассбендер — удивительно разноплановый актёр. Одинаково хорошо смотрящийся и в огромных блокбастерах, и в маленьких психологических драмах.
Ещё одна коллаборация с Маккуином — та, что принесла Фассбендеру его первую номинацию на «Оскар». В «12 лет рабства» актёр играет жестокого плантатора Эдвина Эппса, искренне считающего, что издеваться над своими работниками ему позволяет сама Библия. Майкл не раз играл злодеев, но настолько отъявленных мерзавцев в его карьере, кажется, больше не было. Если вы думали, что вас сложно заставить ненавидеть Фассбендера всей душой — что же, в картине Маккуина он легко доказывает обратное.
И, наконец, последняя в списке совместная работа Фассбендера и Маккуина (и первая по дате выхода). В «Голоде» актёру досталась роль Бобби Сэндса, заключённого из Ирландской республиканской партии, который вместе с товарищами пытается добиться статуса политического узника. Когда относительно безопасные меры протеста не срабатывают, он объявляет голодовку — и, кажется, действительно готов довести себя до смерти ради своей цели. «Голод» — потрясающее кино, где вся драматическая мощь сконцентрирована в диалогах и актёрских перформансах. Без Майкла Фассбендера этого фильма попросту бы не получилось. Мало того, что он тут демонстрирует одну из лучших своих работ в карьере, так ещё и удивляет пугающей физической трансформацией: таким болезненно тощим мы его больше не видели.
В байопике от режиссёра «На игле» и «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойла актёр играет знаменитого предпринимателя сразу в трёх временных эпохах. «Стив Джобс» последовательно вглядывается в душу знаменитого техногения, рисует подробный портрет непростого человека и его отношений с близкими людьми. На Фассбендере здесь лежит тяжелейший груз: несмотря на яркие второплановые роли, именно он и его персонаж склеивают разрозненные сцены. У него нет особенно эмоциональных сцен, он не вытворяет каких-то сумасшедших актёрских достижений, но очень скоро тут вовсе забываешь, что перед тобой — артист. И это, пожалуй, показатель высочайшего мастерства. Если бы не ДиКаприо и его «Выживший», именно Фассбендер бы наверняка взял «Оскар» в 2016 году.