Сегодня Анджелине Джоли исполняется 46 лет. Всматриваемся в бездну работ актрисы и частично постановщицы, называем удачные и откровенно провальные экранные появления в фильмографии Джоли.
Притча во языцех, рип-офф «Миссия: невыполнима» и прочие анти-регалии вручались «Туристу» с момента его релиза в 2010 году. Фильм, вполне возможно, стал отправной точкой к постепенному уничтожению «Золотого глобуса» — раздувшейся на деньгах спонсоров премии, где получать взятки от студий было вполне распространённой практикой и чуть ли не культом поклонения. Вручающие статуэтки иностранные журналисты определили «Туриста» как комедию/мюзикл — ни тем, ни другим тот не являлся, что породило массу возмущений и шуток, в том числе от ведущего церемонии Рики Джервэйса.
Сам «Турист» — наискучнейший триллер образца нулевых о (не)обычном американце (Джонни Депп), который приезжает погостить в Венецию и знакомится с загадочной незнакомкой (Джоли). Все следующие полтора часа известны хоть немного осведомлённому о кино за последние 100 лет зрителю, включая погони, перестрелки и откровенно бездарный финальный твист. Интуицию Джоли понять можно: съёмки в англоязычном дебюте у «оскароносного» фон Доннерсмарка («Жизнь других») могли послужить лёгким «фаном», качественным развлечением, чего, конечно же, не случилось. Но простить оглушающую непроницаемость лица Анджелины, нулевую химию с Деппом и незаинтересованность в происходящем никак не удастся.
Третий игровой режиссёрский проект Джоли после неанглоязычного «В краю крови и мёда» и масштабного «Несломленного». В «Береге» Анджелина отходит к скромному бюджету и заступает на территорию рефлексии брака. Она впервые задействует в кадре себя и своего супруга (теперь уже бывшего) Брэда Питта. Бездетная пара приезжает на юг Франции в 1970-х в попытке оживить кризисные отношения: Роланд всё никак не напишет роман, Ванесса пребывает в тяжелейшей депрессии. Своё время она проводит, подглядывая за влюблённой соседской парой в отеле, что одновременно разрушает и укрепляет и без того хрупкую супружескую материю.
Фильм во многом стал пророческим — всего через год пара скандально рассталась. Основные проблемы ленты: жизни актёров кажутся куда интереснее вымышленных (Джоли также написала сценарий), а эстетика «богатых, которые тоже плачут» надоедает минуте к десятой. Что могло превратиться в изящную стилистическую виньетку, пошло на абордаж с неуёмной музыкой, кривым монтажом, восковыми слезами обоих и «мыльными» диалогами.
С экранизации этой популярной видеоигры вошла в полный оборот карьера Джоли как экшен-звезды. В ней, надо признать, она почти всегда чувствовала себя так же уверенно, как и в серьёзных драматических партиях. Спустя двадцать лет многое в этом фэнтези-боевике устарело (спецэффекты вызывают нервный тик, объективация начинает раздражать), но отважность и харизма Джоли, кажется, претерпели все медные трубы и буквально подвинули горы. Последующему сиквелу, фильмам «Солт», «Особо опасен» и даже недавним «Тем, кто желает мне смерти» о такой энергии остаётся только мечтать.
До «Круэллы» первой в поле диснеевских «злодейских» сольников по праву была «Малефисента». Фильм о демонической колдунье и крёстной матери Авроры из «Спящей красавицы» позиционировался как увлекательное и мрачное исследование натуры зла и её двойственности (ведь не всё так однозначно, когда дело касается детей). Несмотря на диснеевскую стерильность и отсутствие логики, «Малефисента» стала необходимым хитом и глотком свежего воздуха для Джоли с её критически неудачным стартом 2010-х. Фильм прогремел в мировом прокате и впервые представил Джоли в качестве антигероини с жутковатым смехом и уже легендарными реквизитными скулами.
Незаметный gem из 1998-го, редкий взгляд на Джоли до вселенской славы и в качестве комедийной исполнительницы. В этом альманахе ей вполне удалось реализовать ампула, а компанию ей составили несколько видных артистов, включая Шона Коннери, Джиллиан Андерсон и Эллен Бёрстин. Фильм, претендовавший на «Золотого медведя», переплетает несколько историй поколенческих отношений. Джоли достался образ драйвовой и красноволосой Джоан. Девушка любит помогать раненым животным, а затем предлагает помощь сомневающемуся Кинану (Райан Филипп), с которым у неё намечается роман.
Если и называть вершину экшен-карьеры Джоли, то наиболее подходящим станет этот формат: ироничный, не берущий заложников боевик, вольный ремейк Хичкока о нелёгкой супружеской доле, где от завтрака до пули в голову меньше шага (то, что так неуклюже Джоли попыталась имитировать в собственной режиссуре десять лет спустя). Джон и Джейн ведут двойную жизнь, работают на секретные шпионские организации и получают заказ друг на друга. Фильм, предсказавший на годы вперёд траекторию совместной жизни Джоли-Питтов, впервые познакомившихся как раз на этих съёмках, и ещё раз подчеркнувший мощь и трудолюбие долгоиграющей голливудской royalty.
Джоли исполняет в независимой драме роль французской журналистки Мариан Перл, чей муж Дэниэл был обезглавлен в Пакистане при секретном расследовании. Что на бумаге могло стать «оскаровской» номинацией (актрису упомянули в списках «Золотого глобуса» и SAG), и тогда, и спустя 15 лет после выхода является расистским и показательным примером вайтвошинга (Перл — смуглая афрокубинка). Различия попытались скрыть линзами, автозагаром и париком, но блэкфэйс остался блэкфэйсом. Парадоксально, но, несмотря на дальтонизм и стереотипы создателей, роль Джоли является одной из самых убедительных и эмоциональных в карьере — образ, полный отчаяния, нутряного горя и бескомпромиссной решимости найти убийц и воздать должное супругу.
Завоевавшая для Джоли «Оскар» роль второго плана драма наиболее обескураживающе демонстрирует способность актрисы к убедительной трансформации. Её героиня Лиза восемь лет находится на лечении в психиатрической больнице, постоянно сбегает и считает свой диагноз преимуществом, освобождающим её от загнанного в рамки общества. При встрече с Сюзанной (Вайнона Райдер), попавшей в заведение по ошибке, Лиза начинает тесно общаться с ней, пытаясь доминировать. Общение выходит обманчиво токсичным, из-за чего дружба перерастает в конфликт. Яростный, надрывный перформанс, обнажающий травмирующий опыт героини, её желание заставить полюбить себя весь мир, забыв про любовь к себе в первую очередь.
Вторую «оскаровскую» номинацию Джоли получила за роль обманутой матери Кристин Коллинз. В Лос-Анджелесе 1920-х происходит серия убийств мальчиков. Сын Кристин бесследно исчезает, взамен полиция предлагает женщине чужого ребёнка. Убеждённая в своей правоте Коллинз продолжает настаивать на поисках настоящего сына, из-за чего попадает в лечебницу для душевнобольных. Как и в «Её сердце», Джоли крайне точно передаёт отчаяние, вгрызается в сценарий, комбинирует неуловимость динамичных ранних работ с оседлой проницательностью нового этапа.
Несмотря на звание телефильма, которое лента вполне оправдывает, «Джиа» без сомнений и вне категорий является профессиональной вершиной для Джоли и стопроцентным попаданием в образ. История одной из наиболее успешных американских топ-моделей Джии Каранджи, ярко и моментально взлетевшей и так же быстро уничтоженной наркотической зависимостью. Джоли в течение всего фильма постоянно подводит стандартная, хромающая режиссура и рваный монтаж, но только не сам материал, личный дневник Каранджи, зона радиоактивного одиночества и утраченной любви. Девочка с золотыми волосами постепенно отдаёт силу и потенциал меркантильным и индифферентным акулам бизнеса, ничего не получая взамен. Все два часа камера неотрывно фиксирует лицо Джоли, возвещая на момент выхода в 1998 году о новой гостье на «фабрике грёз», способной брошенным взглядом поразить внешней красотой и разодрать в клочья души сердобольной аудитории.