В плане выразительности и сложности сюжетов игры давно уже не уступают кино — а некоторые из них ещё и активно задействуют кинематографические приёмы. Сегодня мы собрали десять любопытных проектов, которые раздвигают границы между фильмами и видеоиграми: от суровых детективов до хипстерской инди-драмы о перемещениях во времени.
Серию Life is Strange, а особенно первый сезон смело можно называть хедлайнером среди игр, которые прошли даже те, кто крайне далеки от геймерского досуга. Разгадать код успеха не так сложно: оригинальная игра — ностальгический сериал с трагичной историей любви (сестринской или романтичной, на усмотрение игрока), детективным сюжетом и крупицей паранормальных способностей, что ещё нужно? Прибрежный городок Аркадия Бэй, студенческий кампус, загадочные убийства и девичьи секреты, спрятанные в шкафчиках коридора, — Life is Strange позволила изнутри прощупать узнаваемые тропы университетских драмеди, а кроме того, с каждой новой сценой сомневаться в правильности принятых решений и время от времени откатываться назад, чтобы узнать «что будет, если…».
У героинь этой истории Хлои и Макс образовалась такая армия фанатов и фанаток, что второй сезон с новыми персонажами многих огорчил и уступил в градусе «зрительской» любви приквелу Before the Storm, разработанному уже другой студией (вместо авторов оригинального сериала Dontnod Entertainment приквелом занимались Deck Nine Games). Но мы хотим заступиться за историю братьев Диас: новые эпизоды получились куда более грубыми и менее волшебными, а для этого авторам понадобилась определенная находчивость и смелость не пойти по пути повтора успешного шаблона. Тематически Life is Strange 2 перекликается с фильмом-фаворитом прошлого года «Земля кочевников» Хлои Чжао: правда, жизнь без крова и дома в игре выглядит куда менее романтично и более опасно, чем в оскароносной картине. Но, несмотря на социальную повестку, место суперсилам здесь тоже осталось, хотя в игре куда больше внимания уделено не самим способностям, а ответственности, которая к этим самым способностям прилагается.
Уже осенью этого года выйдет третий сезон сериала с подзаголовком True Colours от разработчиков Before the Storm: на сей раз героиня эмпатически будет чувствовать эмоциональное состояние других людей. Релиз первого эпизода назначен на 10 сентября.
Нуарный детектив о мире, в котором герои известных сказок сбежали из своих историй и поселились в малоприятном районе Нью-Йорка — Фейблтауне. Белоснежка заведует бумагами, Русалочка танцует стриптиз, Синяя Борода так и остался мрачным богачом с секретами, вчерашние тролли теперь держат бары (правда, всем не-людям нужно пить специальное средство, чтобы сохранять человеческую форму).
А Большой Серый волк устроился шерифом Фейблтауна — и это несмотря на то, что многие жители до сих пор припоминают ему старые сказочные грехи. Именно в его шкуре (иногда буквально) игроку предстоит расследовать мрачное дело: в округе нашли два обезглавленных тела девушек, и за этими убийствами стоят серьёзные мистические силы. Причём то, каким будет Волк — детективом-социопатом или учтивым слугой закона, — зависит исключительно от ваших решений.
Одна из самых эффектных игр в жанре интерактивного кино в какой-то степени до сих осталась самой вариативной (по крайней мере, это касается финалов): Дэвид Кейдж после выхода Fahrenheit провёл работу над ошибками, и Heavy Rain в момент выхода стала полноправным образцом жанра. Совсем недавно на игру вновь обратили внимание: в 2019 году состоялся релиз Heavy Rain на ПК — отзывы вышли смешанные, как и оценка проверкой временем. С одной стороны, то, что в начале 10-х годов единогласно признавалось шедевром, сегодня кажется простоватым, в том числе и на сюжетном уровне. С другой — вполне возможно, что если вам до сих пор удалось избежать спойлеров, то и сегодня игра сможет удивить.
В любом случае это отличный интерактивный опыт для любителей «Настоящего детектива», «Острых предметов» или, допустим, недавней «Мейер из Исттауна». Сезон дождей, пропавшие дети и таинственный серийный убийца — мастер оригами. Создатели оставили все ключевые элементы жанра, а главное, позволили увидеть историю с разных ракурсов: игроку предстоит вести расследование от лица сразу нескольких персонажей — от частного детектива до отца пропавшего мальчишки, и каждый из них может как выбыть из следствия, так и найти ключ к разгадке.
Ещё одна игра студии Telltale — одних из главных амбассадоров интерактивного кино и авторов того же Wolf Among Us, The Walking Dead, Tales of Monkey Island и много чего ещё. Они вообще любят работать по чужим лицензиям, придумывать новые истории на основе уже существующих вселенных. Их Tales from the Borderlands — своеобразный спин-офф серии шутеров Borderlands, рассказывающий о приключениях новых героев после поражения Красавчика Джека в конце второй части.
Игра Telltale хорошо фиксирует своеобразный юмор и эстетику оригинальных Borderlands, но сверху добавляет более продуманную и сложную историю (всё же в шутерах основной линейки серии нарратив гораздо более свободный), с неожиданными поворотами и, как обычно, непростым моральным выбором. На самом деле Tales from the Borderlands настолько хороша, что сложно поверить, будто это всего лишь спин-офф, к тому же сделанный совсем не теми людьми, кто придумал франшизу.
Все тропы слэшеров в одном флаконе ожили в игре Until Dawn, создатели которой — небольшая на тот момент студия Supermassive Games — нашли золотую жилу, сыграв на жанровых ожиданиях.
Пожалуй, каждый во время просмотра фильмов ужасов невольно кричал: «не ходи в подвал!», «беги!», «прячься!» — и давал прочие рекомендации для запуганных подростков на экране. В «Дожить до рассвета» игрок может решать сам, как поступить каждому из персонажей-типажей (final girl, парень-гик, спортсмен и т.д.), в результате либо выживут все, либо никто не увидит зарево желанного рассвета. Что касается алгоритмов страха, Until Dawn беззастенчиво использует скримеры, расшатывая нервную систему играющего: долгие эпизоды блужданий по дому, лесу или даже психиатрической лечебнице сменяются резкими динамичными сценами. Бороться придётся со всеми, от серийных убийц до призраков: создатели воспользовались принципом «всего и побольше». Киноманов порадуют знакомые лица, которые переместились в виртуальный мир с помощью технологии захвата движения — у игрока есть возможность поиграть за оскароносного актёра Рами Малека («Мистер Робот») или актрису Хейден Панеттьери («Герои»), а также пообщаться с Петером Стромаре («Константин: Повелитель тьмы»). Перепроходить игру, наверное, будет не так интересно, как играть в первый раз, особенно в большой компании — смена персонажей допускает коллективный опыт.
Собрав множество положительных отзывов и став одной из лучших игр 2015 года, «Дожить до рассвета» не остановилась на достигнутом: разработчики Suppermassive Games выпустили пару спин-оффов и сосредоточились на создании антологии Dark Pictures. Две вышедшие игры серии более компактные по времени (прохождение займет в районе 5 часов): и если первая Man of Medan выглядела шагом назад по сравнению с мощным дебютом в жанре, то уже в Little Hope создателям удалось вновь нащупать жанровый нерв, отправив игрока во времена охоты на ведьм. Третья игра антологии House of Ashes уже обзавелась трейлером и датой выхода — 22 октября 2021 года.
Одна из первых больших игр в жанре интерактивного кино, и опять от студии Quantic Dream — той же, что сделала Heavy Rain, Detroit и Beyond: Two Souls. Главный герой Лукас Кейн в странном аффективном состоянии вырезает у себя на запястьях змей и убивает человека в туалете забегаловки, причём сам об этом ничего не помнит. Теперь ему нужно во что бы то ни стало разобраться, что за сверхъестественные силы за всем этим стоят, — пока по его пятам следует пара детективов, расследующих это странное убийство.
Как и прочие интерактивные фильмы Quantic Dream, Fahrenheit удивляет в первую очередь количеством альтернативных линий, по которым может двигаться сюжет. С самого начала только от игрока зависит, какие улики Лукасу удастся скрыть, а какие в итоге найдут детективы. Интересный геймплейный твист также в том, что пользователь управляет и полицейскими тоже — и как бы расследует убийство, совершенное им же самим. У Fahrenheit, правда, есть и заметная слабость — третий акт тут внезапно меняет тон и жанр, превращает суровый детектив в странный научно-фантастический блокбастер.
С большим отрывом самая странная игра в нашей подборке — сюрреалистический детектив от Swery65, культового японского геймдизайнера, известного странными сюжетами и ни на что не похожей эстетикой. У главного героя, Дэвида Янга, несколько лет назад убили жену, а он при этом заработал амнезию — его ударили чем-то тяжёлым по голове. Правда, вместе с проблемами с памятью пришла и неожиданная сверхспособность: теперь Янг умеет перемещаться назад во времени, касаясь разных предметов. Он хочет найти убийц жены и предотвратить смерть любимой, но вот только не помнит почти ничего о том дне.
D4 начинается как более-менее стандартный нуарный детектив, но не дайте игре себя обмануть — на самом деле здесь главенствует постмодернистский абсурд. Swery65 любит забрасывать игрока неожиданными геймплейными решениями и колоритными, если не сказать сумасшедшими, персонажами.
Компания Microids, славящаяся своими квестами вроде Syberia, на игровую механику переложила приключения персонажа комикса — сыщика Блэксида, созданного испанскими авторами, сценаристом Хуаном Диасом Каналесом и художником Хуанхо Гуарнидо (при этом графические романы выходили во Франции). Нуарный мир Америки 50-х годов населяют всевозможные звери (сродни «Зверополису»): сыщик Блэксид — мускулистый чёрный кот в плаще и белой рубашке, Смирнов — овчарка-полицейский (в игре почему-то напоминающий Гэри Олдмана), а крошка Уикли — ласка-журналист. Всему этому зоопарку придётся разобраться в самоубийстве владельца боксёрского клуба. Подобно классике кино 40-50-х годов, от малого преступления дело движется к большому заговору. В игре пленяет не сколько сюжет или механика (вариативность здесь весьма условна), сколько жанровый нерв и нуарное исполнение. Under the Skin крайне кинематографично и изобретательно сочинена: внутрикадровый монтаж, аутентичные наезды камеры, развесёлый джаз в сценах потасовок и общая динамика нарратива. Вряд ли игру захочется перепроходить, но на одни выходные это вполне достойный адрес эскапизма.
Эдакий театр одной актрисы — экспериментальная минималистичная игра, где пользователю предлагают заняться своеобразным детективным расследованием. Но не стрельбой и погонями, нет, а кропотливым изучением судебных материалов: интервью с девушкой, которая просто сидит перед камерой в комнате для допросов и рассказывает свою историю. Изначально информации о том, кто она и что сделала, практически нет — её придётся выискивать в каталоге видеозаписей по ключевым словам.
От одной крупицы информации вы медленно идёте к другой, и так понемногу, шаг за шагом разворачивается вроде бы бытовой, но крайне запутанный детективный сюжет. Стоит также уточнить, что у создателя Her Story Сэма Барлоу после вышла похожая, но уже более дорогая Telling Lies — где помимо прочих сыграл звезда «Апгрейда» Логан Маршалл-Грин.
Каждая новая игра французской компании Quantic Dream наращивает амбиции и потенциал и становится следующим шагом в разработке интерактивного кино. Detroit: Become Human расположился на поле научной фантастики — в 2038 году почти в каждой семье есть андроиды-помощники, созданные компанией «Киберлайф». Как и в предыдущих проектах Дэвида Кейджа, игроку предоставляется возможность побывать в шкуре сразу нескольких персонажей: на сей раз все трое — роботы, и линия каждого может оборваться практически в любой момент. Помимо неоднократного и жутко неудобного морально-этического выбора и бесконечного теста на эмпатию к машинам игроку придётся держать джойстик покрепче: QTE совсем на щадят нервную систему.
Если говорить о кинематографичности, то мир «Детройта» находится по соседству с вселенной «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. Пока фанаты до сих пор спорят, был ли Рик Декард репликантом, здесь есть возможность поиграть за детектива-андроида Маркуса (иронично, что его сыграл актёр с фамилией Декарт), который отлавливает девиантов — тех роботов, которые плевали на законы Азимова. В отличие от многих собратьев по жанру, Detroit не отказывается от игровой механики в пользу интерактивного кино, а балансирует где-то между — в результате гармоничного сплетения медиумов получился один из самых любопытных и сложных иммерсивных опытов в виртуальной реальности.