В начале сентября издание Rolling Stone опубликовало список 100 лучших эпизодов на американском ТВ за всю историю, вызвавший немало ажиотажа и дискуссий. Мы решили проанализировать первую десятку рейтинга и узнать, насколько справедливы претензии к его составителям.
«Озимандия» (пятый сезон, 14-я серия)
Эпизод «Озимандия» вышел в 2014 году и моментально был признан лучшим не только в сериале, но и чуть ли не во всей истории современного телевидения. Название отсылает к одноимённому сонету поэта Перси Биша Шелли, рассказывающему о падении и забвении «царя царей». Серию явно помнят: бывший учитель химии и наркобарон Уолтер Уайт (Брайан Крэнстон) совершает ряд критических ошибок, переставая быть недосягаемым. Антигерой похищает младшую дочь, оставляет в одиночестве демонизируемую фанатами жену Скайлер (Анна Ганн), непринуждённо берёт ответственность за смерть девушки своего бизнес-партнёра Джесси Пинкмана (Аарон Пол), прежде чем проститься с ним навсегда. Режиссёром серии выступил Райан Джонсон («Достать ножи»), сценаристкой — Мойра Уолли-Беккет. Тандем до этого работал над «бутылочным» эпизодом «Муха». «Озимандия» — слегка устаревший, но всё ещё актуальный мастер-класс визуального сторителлинга, по праву занимающий высокую позицию в рейтинге (возможно, не первую).
«Последняя надежда Спрингфилда» (четвёртый сезон, 17-я серия)
Фанаты «Симпсонов» одобряют — «Последняя надежда Спрингфилда» не раз называлась самым смешным эпизодом за все 30 с лишним сезонов. Здесь Гомер вступает в конфликт с руководителем атомной электростанции мистером Бёрнсом. Причина — дочке Лизе нужны брекеты, а из договоров работников Спрингфилдской АЭС, как назло, исключают стоматологическую страховку. Гомера избирают новым главой профсоюза, что приводит Бёрнса в бешенство. Всего за 22 минуты авторы создали бесконечно мемный эпизод о силе духа, коллективной сознательности и гражданской ответственности. Бонусами идут многочисленные отсылки к «Крёстному отцу», «Гражданину Кейну», «Бэтмену» и «Гринчу».
«Международный убийца» (второй сезон, восьмая серия)
В списках самых недосмотренных или недооценённых сериалов нередко можно встретить «Оставленных» HBO — проект Дэймона Линделофа по книге Тома Перротты. Эзотерическая драма повествует об исчезновении 2% населения земли и тех, кто остался выживать. В «Международном убийце» главный герой Кевин (Джастин Теру) хочет избавиться от навязчивого призрака лидера секты Пэтти (Энн Дауд) и принимает яд. Оказавшись в загробной жизни, Кевин узнаёт, что работает киллером — ему предстоит убить юную версию Пэтти, баллотирующейся в президенты США. Не самый очевидный выбор для поклонников «Оставленных» (многие из них считают лучшим финальный эпизод «Книга Норы»), но сама серия для шоу имеет важное значение — из статуса бытовой драмой о проживании скорби сериал впервые отправляется в метафизическое странствие.
«Колледж» (первый сезон, пятая серия)
«Колледж» произвёл фурор на американском телевидении — выяснилось, что серьёзная, многоуровневая драматургия вполне уживается и на малых экранах. По сюжету мафиози Тони Сопрано (Джеймс Гандольфини) едет с дочерью Мэдоу (Джейми Лин-Сиглер) выбирать лучший колледж штата Мэн. На заправке Тони видит Фабиана Петрулио (Тони Рэй Росси), бывшего члена «Семьи», предавшего мафию. Сопрано решает выследить и лично убить Петрулио без особой причины, но ради собственного удовольствия. Такое желание было табуированным даже для радикального HBO. Журнал TIME в своё время называл «Колледж» лучшим эпизодом во всём сериале, и с этим трудно не согласиться.
«Соревнование» (четвёртый сезон, 10-я серия)
После эфира «Соревнования» «Сайнфелд» превратился из обычного ситкома в сенсацию. В Америке шоу смотрели все без исключения: 18,5 млн зрителей для одной серии — рекордные цифры в 1992 году и практически нереальные в наши дни (если речь не про президентские дебаты). По сюжету житель Нью-Йорка Джордж (Джейсон Александер) хочет перестать маниакально мастурбировать (слово ни разу не произносится в серии, ему подбирают всё более изощрённые эвфемизмы) и заключает пари со своими друзьями. Товарищи и все окружающие, как назло, всячески мешают Джорджу: от нудиста на пляже до флиртующего Кеннеди-младшего по телевизору. Сексуальная революция для населения прошла успешно, а «Сайнфелд» навсегда вошёл в историю.
«Чемодан» (четвёртый сезон, седьмая серия)
Экватор драмы «Безумцы» с Джоном Хэммом многие называют пиком «золотого века телевидения». В 1965 году руководитель рекламного агентства Дон Дрэйпер (Хэмм) вместе с секретаршей Пегги Олсон (Элизабет Мосс) безуспешно пытается разработать рекламу марки чемоданов Samsonite. В процессе обсуждения Дон и Пегги ближе узнают друг друга, раскрывают свои секреты, отказываются от иерархии и профессионализма в пользу человечности. Скрытые мотивации, проживания и разочарования в стремительно меняющемся мире всегда были сильными сторонами «Безумцев» — и «Чемодан» является тому очевидным, самым точным подтверждением.
«Решающий момент» (первый сезон, 22-я серия)
Неплохо сохранившийся безобидный сериал из 1980-х про неразделённую любовь бармена Сэма (Тед Дэнсон) и официантки Дайэн (Шелли Лонг). В конце первого сезона Сэм никак не может добиться расположения своей возлюбленной — та даже выбирает встречаться с его братом. Герой не теряет надежды и к финалу вступает с Дайэн в ожесточённую конфронтацию. Результат — чувственные поцелуи и довольная публика. «Решающий момент» вполне резонно оказался в списке, но добавлять его в первую десятку кажется излишним и архаичным.
«Часть II»
Мини-сериал «Корни» был основан на романе Алекса Хейли и дебютировал в эфире в 1977 году. Проект первым на широкую аудиторию рассказал о рабстве как главной вековой трагедии народа. «Корни» могли шокировать аудиторию своей безотлагательностью и одновременно захватить безупречным повествованием. 1750 год. Главный герой Кунта Кинте (Левар Бёртон) из племени мандинка в Западной Африке попадает в рабство и направляется в колониальную Америку. Вторая серия запомнилась показательным бичеванием Кунты за то, что тот отказывается брать новое имя Тоби. В нынешних обстоятельствах «Корни» представляют не меньшую значимость, хотя вовсе не исключено, что сегодня авторов сериала обвинили бы в эксплуатации и стереотипном мышлении. Наиболее близко по уровню понимания проблемы к «Корням» за последние годы смогла подойти только «Подземная железная дорога» Барри Дженкинса (в список Rolling Stone она не вошла).
«Семейный совет» (седьмой сезон, 13-я серия)
На протяжении семи сезонов «Щит» показывал коррумпированность полицейской системы: помимо правоохранительных функций герои сериала фабриковали дела, подкидывали улики, брали взятки и прочее. «Семейный совет» — финал шоу, где все попытки связать воедино сюжетные линии и многочисленных персонажей увенчались редким успехом. Триллер выходил с 2002-го по 2008 год, нередко напоминал «Прослушку», задал направление для «Во все тяжкие», «Сынов анархии» и десятка других идущих за ними шоу. Мораль узнаваемая и рабочая: переход на тёмную сторону всегда чреват последствиями и неверными решениями.
«Тедди Перкинс» (второй сезон, седьмая серия)
Дать четкую характеристику «Атланте», опусу Дональда Гловера, довольно трудно. С «Тедди Перкинсом» подобной проблемы не возникло — автономный эпизод про Дариуса (Лакит Стэнфилд) предстаёт чистым хоррором. Герой ищет винтажное пианино и находит его у музыканта-отшельника Тедди Перкинса (Гловер), жуткой выбеленной сущности, вдохновлённой Майклом Джексоном. Режиссёр серии Хиро Мурай признавался, что многое для «Перкинса» взял из «Сияния». Итог определённо пугающий, сам эпизод — один из лучших в сериале и списке.
Вывод: стоит помнить, что каждый список субъективен. В первой десятке могли бы быть: пилотный эпизод «Твин Пикса» Дэвида Линча (13-е место), «Сумеречная зона» (11-е место), «Наследники» (14-е место), ранняя «Игра престолов» (в списке всего один эпизод), «Лучше звоните Солу», «Остаться в живых», «Королевство» Ларса фон Триера (если не ограничиваться Штатами) и др.
В данном списке точно не хватает "Тюрьмы ОЗ". Возможно, какого-то эпизода из 1-го или 2-го сезона "Настоящего детектива". Что-то из "Фарго".