Авторы сайта IndieWire опросили 187 кинокритиков со всего мира и составили топ лучших фильмов 2021 года — от чёрно-белых инди-драм до вольной экранизации Чехова в адаптации, вероятно, главного японского автора современности.
Стильное чёрно-белое роуд-муви: радиожурналист с лицом Хоакина Феникса отправляется в тур по всей Америке вместе со своим маленьким племянником — сыном родной сестры, с которой он почти не общается после смерти матери. Автор «Женщин ХХ века» Майк Миллс очень хорошо работает с простыми человеческими историями: здесь он раскрывает сложную семейную травму через разговоры героя с его юным попутчиком (забавная рифма: Хоакин тут разъезжает по стране, интервьюируя детей, пока племянник пытается вытащить какие-то ответы из него). У «Камон Камон» вряд ли будет интересная наградная судьба, но критики фильм явно полюбили, а российскому зрителю придётся ждать 17 февраля, чтобы узнать, за что.
Ещё одна скромная чёрно-белая драма — в этот раз от актрисы Ребекки Холл, дебютировавшей в режиссуре. На дворе 20-е годы, Конфедерация давно побеждена, но расизм всё ещё не искоренён. Две давние подруги (потрясающие Тесса Томпсон и Рут Негга) встречаются в ресторане Нью-Йорка после долгой разлуки — одна из них с тех пор начала «маскироваться» под белую, да так хорошо, что её состоятельный муж-расист этого вовсе не замечает. Холл берётся за очень сложную тему и разыгрывает её с большой уверенностью: «Идентичность» — это и изящное историческое кино, и личностная драма о двух непростых людях, чьи жизненные пути сильно разошлись под давлением эпохи.
Селин Сьямма, авторка «Портрета девушки в огне», продолжает захватывать киноманские сердечки. В этом году она сняла крошечную камерную драму «Маленькая мама» — эдакое бытовое фэнтези о девочке, которая бродит вокруг деревенского домика своей семьи и вдруг оказывается в прошлом (чего сама даже поначалу не понимает — время в этом месте и так, по сути, застыло). Там она встречает маленькую версию своей матери: семейная драма разыгрывается в наивных нежных диалогах двух детей.
Документальный анимационный фильм — сочетание, которое в мейнстримном кино увидишь нечасто, но о котором в этом году говорить наверняка будут много. Всему виной потрясающее кино об Амине, беженце, который перед свадьбой вспоминает, как из Афганистана попал в мирную Данию. Для режиссёра Йонаса Поэра Расмуссена анимация становится способом не абстрагироваться от реальности, а, наоборот, проникнуть в неё, воссоздать на экране чувства и события, которые никто никогда уже на камере не запечатлеет. Его лента — редкий пример произведения, которое отлично работает и как объект искусства, и как публицистический текст. «Побег» уже попал в шорт-листы «Оскара» в категориях «лучший документальный фильм» и «лучший фильм на иностранном языке», не удивимся, если это только начало наградного пути.
Новую работу Уэса Андерсона приняли не так однозначно, как «Отель „Гранд Будапешт”» или «Остров собак», и всё же он нередкий гость в итоговых топах. Режиссёр-визионер в этот раз не стал ограничивать себя рамками единой истории и снял целую антологию милых виньеток, с разной стороны раскрывающих тему творчества, — своего рода любовное послание старой журналистике. Тут и мелодрама о заключённом-художнике, чей талант пытаются продавать за пределами тюрьмы, и зарисовка из жизни французских студентов эпохи «новой волны», и неожиданный полицейский триллер, который начинался как рассказ о талантливом поваре, а закончился погоней в эстетике комиксов Эрже.
Апитчатпон Вирасетакул выехал из родного Таиланда и снял кино в Колумбии со всемирной звездой Тильдой Суинтон в главной роли, но всё равно остался верен своему уникальному стилю. Героиня «Памяти» приезжает в другую страну, чтобы ухаживать за сестрой, и вскоре понимает, что никак не может избавиться от навязчивого звука в голове. Весь фильм — её попытки понять природу гула, сновидческий портрет человека, постепенно теряющего связь с физической реальностью. Даже диковатый твист в конце «Памяти» выглядит абсолютно логичным: Вирасетакул строит на экране тихий сюрреалистичный мир, где может произойти вообще всё что угодно. А может не происходить ничего — и от этого всё равно будет не оторваться.
Йоаким Триер, автор «Осло, 31 августа» и «Тельмы», в этом году приехал на Каннский фестиваль с фильмом, которому место скорее где-нибудь на «Сандэнсе». «Худший человек на свете» — приятный крауд-плизер, бойкое (даже несмотря на хронометраж в 2 часа 10 минут) и честное кино о жизни миллениалов, не прекращающих попытки разобраться в себе даже тогда, когда все ждут от них взрослых решений. Он показывает четыре года из жизни Юли, бросившей медицину ради психологии, а в итоге остановившейся на фотографии, мечущейся между личной и профессиональной жизнью, и всё это на пороге неожиданно нагрянувшего тридцатилетия.
Любимец всех синефилов Пол Томас Андерсон возвращается с новым фильмом — любовной открыткой Калифорнии (и немного Нью-Йорку) 70-х. Купер Хоффман, сын великого Филиппа Сеймура Хоффмана, играет 15-летнего парня, который мечтает стать актёром и влюбляется в молодую фотографку Алану Кейн (Алана Хаим из поп-рок группы Haim). Точный сюжет «Лакричной пиццы», как это обычно и бывает с фильмами ПТА, объяснять нет никакого смысла: слишком много событий, лиц (среди которых Брэдли Купер, Шон Пенн и Бен Сэфди) и маленьких драм. Но американские критики от него в восторге — картине уже пророчат кучу номинаций на все основные премии.
Рюсукэ Хамагути в этом году выпустил даже не один, а два прекрасных фильма — «Случайность и догадку» и, собственно, «Сядь за руль моей машины». Критики IndieWire решили не распыляться между работами автора и выбрали только вторую картину — трёхчасовую драму о театральном режиссёре, который едет с молчаливой водительницей в Хиросиму, чтобы поставить там «Дядю Ваню». Чеховский текст встречается с азиатской сдержанностью: через отношения двух героев раскрывается их тяжёлое прошлое, и всё без навязчивого трагизма, с потрясающим тактом и поистине великим режиссёрским мастерством. Если кто вдруг прежде сомневался, то в этом году Хамагути точно внес себя в список главных постановщиков эпохи.
Ещё один фаворит всей американской критики, о котором мы ещё не раз услышим в этом наградном сезоне. Антивестерн Джейн Кэмпион о жизни дисфункциониальной семьи в американских прериях на данный момент чуть ли не главный номинант на «Оскар» (режиссёрский приз он возьмёт почти точно), и можно понять почему. Это тонкая пасторальная драма, масштабный кинороман, где у каждого персонажа есть своя личная история. У героя Камбербэтча — трепетная трагедия закрытого человека, который решил раскрыться миру в самый неподходящий момент. У Кирстен Данст — драма удушающей семейной жизни, которая раньше казалась ответом на все вопросы. У Коди Смит-Макфи — жестокая история становления через смерть. Не самое простое кино, но сполна награждающее всех, кто смог-таки им проникнуться.