Начинаем подводить итоги года — пришло время вспомнить самую зрелищную научную фантастику: от долгожданного завершения ребилдов «Евангелиона» до противостояния Кинг Конга и Годзиллы.
Обидно осознавать, что мы могли насладиться «Митчеллами против машин» в кино, но вместо этого были вынуждены смотреть его дома, потому что мультфильм обошел прокат и вышел прямиком на Netflix. Впрочем, на экране телевизора/ноутбука/планшета и даже телефона он способен удивить своей выдающейся бойкой анимацией и нарисованными поверх кадра красочными стикерами. Визуал — только одна из причин успеха мультфильма. Другая — злободневный в стиле «Черного зеркала», но все же поданный с иронией сюжет о восстании машин и, конечно, история самих Митчеллов, разобщенного семейства, которое учится слушать и слышать друг друга на фоне технологического апокалипсиса. Благодаря этой сердцевине «Митчеллы против машин» становятся одним из не только самых зрелищных, но и самых душевных фильмов года.
Этот список не мог обойтись без аниме «Евангелион 3.0+1.01: Как-то раз» — заключительной, четвертой части ребилдов «Евангелиона». Ребилды — это киноверсии оригинального аниме-сериала, которые в 2007 году планировали улучшить графически и как можно скорее выпустить в кинотеатрах. Увы, проект затянулся, а сюжет в итоге был заметно изменен создателем, Хидэаки Анно, поэтому четвертая часть вышла аж после девятилетней паузы. Смотреть «Евангелион 3.0+1.01: Как-то раз» в отрыве от аниме-сериала и предыдущих трех частей категорически запрещено, поэтому сейчас можете просто поверить на слово: это один из самых амбициозных научно-фантастических проектов года, который удивляет не только тщательно созданным визуалом (посмотрите хотя бы трейлер), но и попыткой переписать законы своей же вселенной. Кажется, единственным, кто может сравниться по размаху с аниме Анно, будет… «Матрица: Воскрешение», которая уже активно заигрывает с наследием оригинальной трилогии в трейлерах.
«Воспоминания» — режиссерский дебют создательницы «Мира Дикого Запада» Лизы Джой — для многих зрителей стали одним из главных разочарований года: вместо постапокалиптического нуара о похождениях частного детектива в поисках возлюбленной их ждала довольно предсказуемая футуристическая мелодрама о ностальгии. Единственный не поддающийся оспариванию аспект фильма — его визуальная часть: залитые солнечным светом кадры с затопленным Майами будущего, множество изобретательных подводных сцен и классическая для жанра нуар игра светотени. Все это не только выглядит стильно, но и удерживает зрительское внимание: пришли ради Хью Джекмана и Ребекки Фергюсон, остались ради пейзажей.
Сейчас об этом мало кто вспомнит, но в марте этого года фильм «Годзилла против Конга» считался спасителем кинопроката. Можно, конечно, ретроспективно предположить, что из-за пандемийной засухи мы так соскучились по большим бездумным блокбастерам, что влюбились в первый из них, который вышел в прокат, но это принижает заслуги фильма Адама Вингарда. «Годзилла против Конга» — не самая сложносочиненная научная фантастика, но точно одна из самых зрелищных в этом году: создатели с трудом объясняют существование Полой Земли или огромных зверей, но делают все возможное, чтобы зритель забывал дышать и моргать, когда Кинг Конг и Годзилла в очередной раз сходятся в схватке за звание главного альфа- титана нашей планеты. О большем было бы глупо просить.
Кристофер Нолан признался, что, по его мнению, «Дюна» — это техническое достижение, потому что в фильме образцово сочетаются спецэффекты и живая съемка. Возникает вопрос, а как связаны зрелищность и условный реализм, которого добился Дени Вильнев? Обычно в Голливуде снимают экшен на зеленом экране, который не учитывает освещение сцены, — из-за этого персонажи часто выделяются на общем фоне. Вильнев же использовал хромакей песочного цвета и реалистичное освещение, которое накладывает редкую для блокбастеров тень на лица героев. В фильме полно масштабного экшена, который бы отлично смотрелся и в привычном исполнении, но подход Вильнева сильнее вовлекает зрителя и превращает даже обычную посадку космического корабля на песок в настоящее зрелище благодаря летящим в экран песчинкам.
В последние годы Голливуд так рьяно эксплуатирует известные франшизы, что становится трудно винить зрителей, которые сторонятся любого приквела/сиквела/ребута классики. «Охотники за привидениями: Наследники» — история о дочери и внуках одного из героев оригинального квартета — скорее приятное исключение из правил, ведь фильм Джейсона Райтмана (сына режиссера оригинальной дилогии Айвана Райтмана) с большим уважением относится к наследию отцовской франшизы. Впрочем, знание предыдущих частей и околокиношных подробностей не обязательно, ведь это в первую очередь самостоятельный семейный блокбастер, который скрещивает научно-фантастические элементы, мистику и ностальгию по 80-м в универсальной истории о прощении, инаковости и первостепенности семьи.
На бумаге «Финч» не кажется зрелищной научной фантастикой: по сюжету это роуд- муви про путешествие в Сан-Франциско смертельно больного ученого, который по время постапокалипсиса создал андроида, чтобы тот после его смерти заботился о любимом псе. Да, заигрывание с темами одиночества и ожидания конца переводит фильм в категорию слезливых драм, но это не умаляет заслуг «Финча» на поле научной фантастики. Как и лучшие представители жанра, лента очень красочно и в деталях обрисовывает зрителю сеттинг будущего (вполне реалистичный вызванный экологической катастрофой постапокалипсис), но сюжет целиком и полностью сосредоточен на том, чтобы рассказать ему тихую и приземленную историю о человеке.
Если соединить «Шоу Трумана», «Первому игроку приготовиться» и «Лего. Фильм», то получится что-то вроде «Главного героя» — напичканного отсылками к поп-культуре постмодернистского блокбастера о том, как обычный NPC, то есть неигровой, статичный персонаж однажды осознает себя частью масштабной видеоигры, которую скоро сотрут. Новая комедия с Райаном Рейнольдсом по касательной проходится и по научной фантастике в попытке высмеять все и сразу — получается не всегда удачно и в идеологическом плане даже сомнительно (для фильма о воровстве идей здесь слишком много отсылок), но «Главный герой» все равно отлично работает как добродушная и воодушевляющая комедия о том, как важно порой выйти из зоны комфорта.
Ввиду возросшего интереса к кинопродукции из Южной Кореи стоит упомянуть о первом межпланетном блокбастере в истории страны — речь идет о «Космических чистильщиках». Как и «Игра в кальмара» или «Паразиты», фильм критикует капитализм, но с научно-фантастическим уклоном: так, в далеком будущем Земля стала забита мусором настолько, что вся элита отправилась жить на орбитальные станции. Однажды зарабатывающие на сборе мусора земляне находят девочку- андроида, которая, возможно, является оружием массового поражения, но героям это не особо интересно, ведь они планируют ее продать, разобраться с долгами и заработать себе на безбедную жизнь. «Космические чистильщики» звезд с неба не хватают, поэтому удивляют не оригинальными размышлениями о классовом разрыве, а очень ярким визуальным рядом и спецэффектами голливудского уровня.
Наверное, поспешное решение включать в итоговый список фильм, который еще не вышел в прокат, но против правды не попрешь: «Матрица: Воскрешение» даже на стадии трейлеров и промоматериалов выглядит зрелищнее, чем большинство научно- фантастических блокбастеров этого года. Оригинальный фильм в свое время установил недосягаемый стандарт качества съемок экшен-сцен — ждать такого же прорыва от «Воскрешения» было бы глупо, но есть подозрение, что удивлять опус Ланы Вачовски будет не слоу-мо и прыжками по стенам, а, судя по последним тизерам, переосмыслением и переписыванием наследия «Матрицы». С нетерпением ждем и надеемся, что фильм оправдает не только наши завышенные ожидания, но и выданное в качестве аванса место в топе самой зрелищной научной фантастики года.