27 января завершился кинофестиваль независимого кино «Сандэнс» — один из главных смотров мира, весточки с которого будут доходить до зрителя еще очень долго. Мы прошерстили внушительную программу и на основе отзывов зрителей и прессы выбрали 12 самых интересных премьер: от будущих хитов A24 до шокирующего хоррора о привилегиях, гедонизме и высокой плате за высокомерное отношение к окружающим.
Спустя три года после выхода сай-фай-хоррора «В чужой шкуре» Брэндон Кроненберг вернулся на «Сандэнс» с новым, еще более смелым проектом. «Бесконечный бассейн» с Александром Скарсгардом и Мией Гот, по слухам, стал одним из самых скандальных фильмов минувшего фестиваля — впечатления у зрителей остались смешанные. Не исключено, что история в очередной раз повторяет саму себя: все мы помним, как «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга в свое время перепугала аудиторию Каннского кинофестиваля. Шок и провокация определенно являются важной частью генетического кода семейства Кроненбергов, а бесспорный талант Брэндон уже всем доказал. Остается только ждать и надеяться. Действие фильма разворачивается вокруг состоятельной пары, которая отправляется в отпуск на дальний остров, где они случайно убивают человека. Согласно обычаям местных племен, виновников преступления необходимо казнить либо заставить наблюдать за процессом собственной смерти.
Дебютная трагикомедия «Задира» британской постановщицы Шарлотт Риган, как и прошлогодний инди-хит «Солнце мое» Шарлотты Уэллс, апеллирует к теме непростых взаимоотношений отцов и детей. Главная героиня картины — 12-летняя девочка-подросток по имени Джорджи (Лола Кэмпбелл) — вынуждена найти точки соприкосновения с дистанцированным отцом Джейсоном (Харрис Дикинсон из «Треугольника печали» Рубена Эстлунда) после трагической кончины матери. Большую часть жизни своей дочери Джейсон провел на Ибице и к роли ответственного родителя определенно готов не был. Тем не менее неожиданное сближение помогает героям восстановить утраченную связь и даже наладить взаимопонимание. Что, конечно, происходит не без трудностей. Все мы знаем о том, что дети — самые искренние и талантливые актеры. И дебютантка Лола Кэмбелл это подтверждает. Критики остались очарованы игрой девочки, не забыв отметить Риган Гран-при в номинации «лучший международный фильм».
В список самых обсуждаемых фильмов «Сандэнса» также попал психологический триллер «Кошатник», который вполне может составить конкуренцию прошлогодней «Свежатинке» Мими Кейв. В основу картины Сьюзен Фогель («Шпион, который меня кинул») лег короткий рассказ Кристен Рупениан, опубликованный изданием The New Yorker в 2017 году. В центре сюжета 20-летняя студентка колледжа Марго (Эмилия Джонс), которая завязывает непродолжительные, но весьма интенсивные романтические отношения с пожилым клиентом кинотеатра (Николас Браун), где работает. Как рассказала сама Фогель в одном из интервью, «Кошатник» поднимает темы современных гендерных отношений, созависимый контекст которых зачастую мешает понять, кто есть истинный абьюзер, а кто жертва.
Победители «Сандэнса» традиционно не получают масштабного зрительского признания, да и до «оскаровской» гонки обычно не дотягивают («CODA: ребенок глухих родителей» — редкое исключение из правил). И все же не упомянуть «Тысяча и одна» А.В. Роквелл было бы преступлением против искусства и совести. События картины разворачиваются в 90-х годах в Нью-Йорке. Главная героиня — малообеспеченная женщина по имени Инес (Тейяна Тейлор) — решает выкрасть собственного шестилетнего сына у органов опеки, устав от безуспешной борьбы с системой. Примечательно, что сюжет фильма «Тысяча и одна» во многом откликается тезисам прошлогоднего лауреата «Сандэнса» — чувственного хоррора «Няня» Никиату Джусу. В отличие от Джусу, Роквелл наполняет свой фильм надеждой — на лучшее будущее и победу любви над равнодушием, а также верой в материнское сердце, которое лучше других знает, что в действительности нужно ее ребенку.
«Персидская версия» Марьям Кешаварз, американской режиссерки иранского происхождения, умудрилась взять сразу две награды прошедшего фестиваля — специальную премию Уолдо Солта за лучший сценарий, а также приз зрительских симпатий в категории «американский драматический фильм». Сюжет «Персидской версии», который во многом автобиографичен, поднимает вопрос национальных конфронтаций, в которых живут вынужденные трудовые мигранты или военные беженцы с Ближнего Востока. Героиня фильма Кешаварз — молодая женщина Лейла (Лейла Мохаммади) — стремится найти баланс между ценностями Запада и Востока, семейным наследием и социальными трендами, родителями и друзьями, но в конце концов оказывается на самом дне невыносимого внутреннего конфликта. Как это часто бывает, когда дела идут совсем плохо, героя спасает музыка. В «Персидской версии» нашумевшие поп-хиты играют особую роль в становлении Лейлы как иранки и американки.
Еще одно межкультурное исследование, на этот раз от Си Джей Ли, британца гонконгского происхождения, для которого «Случайно сбежавший водитель» стал первым полнометражным фильмом в карьере. Ли, известный преимущественно как клипмейкер, в свое время сотрудничал с такими артистами, как Дональд Гловер, Алисия Киз, Холзи, Фаррелл Уильямс. Сюжет «Случайно сбежавшего водителя» разворачивается вокруг пожилого вьетнамца Лонга (Хип Трун Нгиа), живущего в Южной Калифорнии. В один особо тревожный вечер герой нехотя соглашается подвезти двух мужчин, которые оказываются сбежавшими заключенными. В итоге Лонг становится заложником, а поездка превращается в сплошную паническую атаку. Критики, в частности, отметили уникальный киноязык Ли, соединившего жанр криминальной драмы с поэтическими образами азиатской «новой волны».
Если вы готовы запомнить название лишь одного фильма с минувшего «Сандэнса», то пусть им станут «Прошлые жизни» — главный хит фестиваля, новинка народных любимцев A24 и режиссерский дебют драматургини Селин Сон. Действие картины разворачивается в трех разных временных периодах и рассказывает об эволюции отношений школьных друзей, Хэ Суна (Тео Ю) и Норы (Грета Ли), после того как девушка с родителями переезжает из Южной Кореи в Канаду. Каждые 12 лет их жизни переплетаются — герои вновь встречаются и задумываются о том, как их судьбы могли бы измениться, если бы они были вместе. Фильм Сон наверняка еще не раз вспомнят в течение 2023 года, особенно при составлении итогов, но куда важнее, что зрителей, если верить прессе, ждет еще одна меланхоличная мелодрама, разбивающая сердца.
Айра Сакс — известный в узких кругах инди-постановщик («Любовь — странная штука»), который в 2019 году вырвался за пределы «Сандэнса» и представил в Каннах неудачную драму «Фрэнки» о семейном отпуске в Португалии. Восстанавливать репутацию кинематографист приехал на родной для себя фестиваль. Новый фильм Сакса — европейская драма про немецкого постановщика (Франц Роговский), который изменяет мужу (Бен Уишоу) с француженкой Агатой (Адель Экзаркопулос). Постепенно любовный треугольник расширяется до квадрата, взаимоотношения в котором помогают супругам по-новому взглянуть на брак. Пресса называет новинку очень смелым и возбуждающим фильмом о подавленных желаниях, изменах и стремлении быть принятым, но в то же время предупреждает: зрелище ждет крайне провокативное и часто неудобное. Проще говоря, зрителей наверняка будут бесить поступки героев.
После семилетнего затишья со вторым фильмом вернулся Уильям Олдройд — режиссер эротической драмы «Леди Макбет», который когда-то прославил Флоренс Пью. Новинка также станет исследованием женской психологии. В середине 1960-х Эйлин (не готовая возвращаться к современности после «Прошлой ночью в Сохо» Томасин МакКензи) устраивается на работу в тюрьму, где влюбляется в женщину постарше — очаровательную Ребекку (Энн Хэтэуэй). Легкий флирт, совместные гулянья и заигрывания на рабочем месте внезапно перерастают в нечто большее: не роман, но сообщничество, потому что героиня соглашается стать участницей мутной криминальной схемы. Пресса в восторге от фильма — в рецензиях даже заявляют, что обе актрисы исполнили свои лучшие роли, но в то же время предупреждают о том, что провокационный финал может разделить аудиторию.
Джон Карни — постановщик, которого многие знают как автора трогательных музыкальных комедий о влюбленности и дружбе («Однажды», «Хоть раз в жизни», «Рок-н-рольщики»). В новом фильме режиссер не стал изобретать велосипед и вновь скрестил излюбленные мотивы. «Флора и сын» — история о молодой матери (звезда сериала «Заговор сестер Гарви» Ив Хьюсон) из Дублина, которая решает хоть как-нибудь занять своего проблематичного и вечно влипающего в неприятности сына-подростка (Орен Кинлэн). Женщина подбирает из мусорки гитару, но недовольный ребенок отказывается от подарка. Тогда героиня решает сама научиться играть и через Zoom связывается с преподавателем по гитаре из далекого Лос-Анджелеса (Джозеф Гордон-Левитт). Если вы видели хоть один фильм Карни, то наверняка понимаете, что вас ждет: милая драмеди о том, как творчество даже не объединяет людей, а помогает им разобраться в себе и собственной жизни. С другой стороны, все равно стоит присмотреться: неспроста ведь в картину очень верит компания Apple, которая заплатила за права около 20 миллионов долларов.
Обычный работяга Билл (Дэвид Стрэтэйрн) старается жить честно и справедливо. Однажды мужчина узнает, что его сын — ветеран, который страдает из-за проблем с алкоголем (Уилл Пуллен), — изменяет будущей жене Тэмми (Джейн Леви из «Необыкновенного плейлиста Зои»). Тогда герой осознает, что не справился с воспитанием ребенка, поэтому сначала старается исправить ошибки сына, а потом решает встать на сторону невестки. Режиссером фильма выступил Энгус МакЛахлан — сценарист драмы «Июньский жук», с которой активно сравнивают новинку. Однажды кто-то сказал, что большинство фильмов «Сандэнса» посвящены тому, как герои учатся жить в новых реалиях. Вот и «Маленькая молитва» — вроде бы типичное для фестиваля кино о маленьких людях и семейных разборках, но, как обещает пресса, с достойным внимания антипатриархальным месседжем.
Еще одна новинка от А24 и первый за пять лет фильм Николь Холофсенер («Довольно слов») — драмеди про писательницу Бет (Джулия Луи-Дрейфус), которая краем уха слышит, как муж (Тобайас Мензис) говорит кому-то, что ему не очень-то и понравился новый роман супруги. Естественно, героиня сильно обижается, теряет уверенность и начинается сомневаться в себе. Холофсенер всегда очень едко комментировала жизнь современных обеспеченных американцев через сюжеты о карьерных трудностях, любовных похождениях и экзистенциальных кризисах. Хоть ее новый фильм и кажется необязательной комедией о глобальных последствиях маленького поступка, наверняка нас ждут злободневные размышления об ожиданиях и критике со стороны любимых людей.