Сложно поверить, но 2023 год подходит к концу: декабрьский прокат пусть и не полон громких релизов, но принесет несколько весомых поводов сходить в кинотеатры. Новый фильм Хаяо Миядзаки, долгострой Майкла Манна, пара новогодних ужастиков и серия фестивальных картин — рассказываем об этих и других премьерах предновогоднего сезона.
У Хаяо Миядзаки есть традиция: последние четверть века перед релизом каждой новой картины один из главных режиссеров современности заявляет о скором выходе на пенсию. Так произошло и в 2013 году, когда Миядзаки представил выдающееся антивоенное аниме «Ветер крепчает». Несколько лет спустя стало известно, что мастер все же не ушел на покой, а работает ради внука над новым проектом, который в итоге перерос в «Мальчика и птицу». Это сентиментальная история о юноше, который теряет мать во время Второй мировой войны и сбегает в потусторонний мир. В Японии фильм выходил без каких-либо промоматериалов — у него не было ни трейлера, ни кадров, ни синопсиса. За рекламу отвечало сарафанное радио и восторженные отзывы аудитории. Вот и отечественному зрителю стоит идти в кинотеатры ради имени великого мастера, который, кстати, вновь всех обманул и не стал завершать карьеру.
В кино с 7 декабря.
«Запретная страсть» — одна из самых спорных и противоречивых лент, попавших в основной конкурс Каннского кинофестиваля этого года. Французская режиссерка Кэтрин Брейя построила карьеру на откровенных фильмах о сексе («Порнократия»), где связь чаще всего выглядит как минимум неоднозначно. В новой картине Брэйя исследует отношения женщины среднего возраста (Леа Дрюкер) с ее совершеннолетним пасынком (Самуэль Кирхер) за спиной у супруга (Оливье Рабурден). Но постановщица делает акцент не только на эротической составляющей и запретном влечении, но и на глубоком личном кризисе главной героини: временами получается сентиментально, времени убедительно.
В кино с 7 декабря.
В британском кинематографе незаметно сформировалась новая волна — молодые дебютанты снимают кино о детских травмах: «Солнце мое», «Цензор», «Как заниматься сексом» и «Клад». Список продолжает драмеди «Задира» Шарлотты Риган — история о мечтательной девочке и ее внезапно вернувшемся отце. После смерти матери 12-летняя Джорджи (Лола Кэмпбелл) живет одна, мастерски обманывая службы опеки. Беззаботное детство нарушает отец (Харрисон Дикинсон) — мужчина никогда не видел дочь, а теперь требует делить с ним квартиру. «Задира» — сандэнсовское, а значит, и очень зрительское кино, которое не пытается удивить аудиторию. Шарлотта Риган рассказывает всем знакомую, но все равно очаровательную историю о том, как ненависть и безразличие сменяются заботой и любовью.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 7 декабря.
Зарубежные блокбастеры, которые стабильно доходят до отечественных кинотеатров, чаще всего представляют собой китайские мегаломанские космические опусы. Но «Лунный человек» вместо патриотической баллады о долге и опасностях черных дыр готовит комическое переосмысление «Марсианина» Ридли Скотта. Астронавта Юэ Дугу (Шэнь Тэн) случайно забыли на Луне, где ему предстоит коротать время на станции в компании кенгуру. Если вашей фантазии хватает, чтобы принять жанровые допущения, то «Лунный человек» может стать отличным вариантом для похода в кино в выходной на необязательную комедию о дружбе человека и зверя в масштабах вселенной.
В кино с 7 декабря.
Разбудите редакцию через 10 лет и спросите, какой фильм крутят в декабре в российских кинотеатрах: ответом, конечно, будут «Елки». Связь между частями франшизы уже стала призрачной и едва уловимой, звезд, которые еще не поучаствовали в хороводе добра, остается все меньше, а обещания продюсеров больше не возвращаться звучат все увереннее… Но все равно не становятся окончательными. Итак, счастья 31 декабря в 2023 году будут искать Филипп Киркоров, Регина Тодоренко, Егор Корешков, Ольга Дибцева, Елена Валюшкина и другие. Пожалуй, «Елки» изобрели собственный неповторимый статус новогоднего огонька на больших на экранах, который сложно оспорить.
В кино с 7 декабря.
«Оставленные» Александра Пэйна — не единственный в этом году фильм о том, как грустно и одиноко в студенческом кампусе во время рождественских каникул. «Кто не спрятался» — попытка осовременить классический слэшер «Черное Рождество», но с интересной особенностью. На дворе 1971 год, источником опасности выступает не загадочный маньяк, а банда сатанистов, которые жаждут совершить жертвоприношение. Студенткам Саманте (Мэдисон Бэйнс) и Кларе (Джорджия Акен) придется напрячься, чтобы пережить ночь и заодно остановить культ. Пресса тепло приняла фильм — критики называют хоррор новой рождественской классикой и отмечают непредсказуемую историю, изобретательно снятые сцены насилия и забавные шутки про эпоху.
В кино с 7 декабря.
«Крецул» — довольно необычный байопик о дзюдоисте Олеге Крецуле. Трагедия разделила жизнь спортсмена на до и после: в результате аварии Олег (Никита Волков) потерял не только супругу, но и зрение. Лучший друг пострадавшего Виталий Глигор (Сергей Волков) берет на себя обязанности тренера и буквально становится проводником Олега по жизни. Дебютная художественная лента Александра Лихачева — нетипичный пример как биографической, так и спортивной картины: повествование держится скорее на полутонах и содержательном молчании, чем на стандартных монтажных перебивках из тренировочных залов.
В кино с 14 декабря.
«Контрабандистки» — один из самых кассовых южнокорейских фильмов 2023 года, который по сборам уступил лишь сверхпопулярному боевику «Криминальный город: Разборки в Пусане». Фильм Рю Сын-вана («Кунхам: Пограничный остров») расскажет о хэнё — профессиональных ныряльщицах, которые зарабатывают добычей морепродуктов. По сюжету в середине 1970-х из-за сброшенных в море химических отходов хэнё не могут больше зарабатывать на жизнь. Тогда женщины соглашаются принять участие в крупной афере по похищению золота. «Контрабандистки» — не очередная авантюрная комедия про ограбление, а напряженная и запутанная криминальная драма про женскую солидарность и уникальную эпоху. К тому же фильм может похвастаться и экшен-сценами, причем не только драками со сложной хореографией, но и впечатляющими подводными перестрелками.
В кино с 14 декабря.
Обычный семьянин (Дэвид Ойелоуо) и отец двух детей во время ролевой игры узнает, что супруга (Кейли Куоко) — первоклассная наемная убийца. Вскоре жизнь пары кардинально меняется — мужу приходится одновременно помогать и ФБР, и жене, на которую охотятся киллеры. Если вы соскучились по сюжетам о супружеских секретах и почему-то до сих пор не смотрите аниме «Семья шпиона», то смесь боевика и романтической комедии с известными актерами — то, что вам надо. За режиссуру фильма отвечает Тома Венсан — постановщик нескольких эпизодов «Джека Ричера» и «Телохранителя», так что хотя бы за экшен-сцены можно не переживать.
В кино с 14 декабря.
В последние годы в отечественных кинотеатрах можно застать нечто вроде ретроспективы Джима Джармуша — время от времени в прокат выходят ранние шедевры великого американского режиссера. Наконец-то очередь дошла до драмеди «Более странно, чем в раю» — прорывной картины, которая и прославила Джармуша. К нью-йоркскому шулеру Вилли (Джон Лури) приезжает двоюродная сестра Ева (Эстер Балинт) из Венгрии. Сначала герой сторонится надоедливой кузины, но вскоре принимает девушку за родственную душу. Когда Ева уезжает к тете, Вилли в компании друга Эдди (Ричард Эдсон) отправляется в гости. «Более странно, чем в раю» — меланхоличное кино о мигрантах, бездельниках и всех, кто устал от невзрачной жизни на исходе третьего десятка лет и отчаянно ищет чего-то нового. В следующем году фильму исполнится 40 лет — за это время идея о бесполезных поисках смысла нисколько не устарела.
В кино с 14 декабря.
Одна из самых ожидаемых премьер уходящего года, «Феррари», доберется до отечественного проката — сам факт релиза уже весомый повод сходить в кино. Режиссер культовой «Схватки» Майкл Манн давно вынашивал замысел байопика об Энцо Феррари и наконец представил картину на Венецианском кинофестивале. Вышла классическая и качественная голливудская драма об изнанке успеха Скудерии с блестящими актерскими работами: Адам Драйвер примерил пиджак Энцо, Пенелопа Крус сыграла Лауру Феррари (обоим прочат как минимум номинации на «Оскар», Пенелопе — и победу в категории второго плана). Размашистое и продуманное полотно очарует любителей ретродрам, но может огорчить зрителей, ждущих адреналиновых сцен, — гонок в фильме не так много, основные взлеты и падения Скудерии происходят за пределами трассы. События разворачиваются в конце 50-х годов и сосредотачиваются на личной жизни инженера-конструктора и подготовке к гонке Mille Miglia.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 21 декабря.
«Крик. Ночь перед Рождеством» — редкий слэшер, к просмотру которого лучше подготовиться. Далекое от локализации оригинальное название фильма отсылает к рождественской классике американского праздничного стола — «Этой замечательной жизни» Фрэнка Капры. Собственно, сюжет фильма Тайлера МакИнтайра — вольный пересказ духоподъемной мелодрамы на языке подростковой резни.
Прошел уже год после серии жестоких убийств, а Уинни (Джейн Уиддоп) до сих пор не может оправиться и простить себе, что выжила. Девушка загадывает, чтобы ее вообще никогда не было, — и, как это бывает на Рождество, желание сбывается, а Уинни оказывается в мире, где никогда не существовала. Вышел скорее трогательный, чем кровоточащий слэшер, который занимает благородную нишу новогоднего ужастика — при знании оригинала задумка создателей работает лучше.
В кино с 21 декабря.
Осенью состоялась премьера «Великого беглеца» — последнего фильма в карьере Майкла Кейна и экранизации уникального случая. В 2014 году британский пенсионер сбежал из дома престарелых и отправился во Францию, чтобы почтить память павших товарищей во время празднования семидесятилетия Нормандской операции. «Последний стрелок» — еще один фильм, в основу которого легла невероятная история ветерана. Правда, с небольшими изменениями. В картине Терри Лоана действие перенесено в Северную Ирландию, отмечают уже 75-летний юбилей, а главную роль сыграл жутко загримированный и не подходящий по возрасту Пирс Броснан. Британские зрители хоть и предпочли версию с Кейном, но все равно хвалят «Стрелка» и называют трогательным роуд-муви о предназначении и призраках прошлого.
В кино с 21 декабря.
Фильмы о съемках фильмов продолжают выходить с периодичностью по несколько лент в год и завоевывать симпатии зрителей. Только-только исповедовались в любви к искусству Стивен Спилберг, Дэмьен Шазелл и Мишель Гондри, а теперь пришла очередь итальянского классика Нанни Моретти добавить свои пару слов о седьмом искусстве.
«Великая магия» — остроумное и комфортное кино, которое, может, и не открывает новых горизонтов в проблемах творцов индустрии (бюджеты, продюсеры, сроки), но лишний раз показывает, как фокусы превращаются в волшебство, а юмор лечит и заполняет бреши. Моретти, сыгравший и главную роль, органично переживает все ступени режиссерского кризиса и выдает несколько запоминающихся гэгов (лучше звоните Скорсезе!).
В кино с 21 декабря
После того как итальянская комедия «Идеальные незнакомцы» стала хитом, европейские кинематографисты поняли, что для кассового фильма нужно всего ничего: несколько взрослых актеров, достойная локация и разговорный сюжет на провокационные темы. Иначе не объяснить, почему у комедии Паоло Дженовезе вышло десять ремейков и появилось несколько явных подражателей («О чем говорят незнакомцы» и «Соседи сверху»). «Идеальные друзья» — еще одна картина о том, как вечерние посиделки заканчиваются разговором по душам и откровенными признаниями. Но с небольшим нововведением. Во время посиделок одна из гостий — писательница в депрессии (Индира Варма из «Игры престолов») — вешается в саду. Шокированные хозяева пытаются избавиться от тела, ведь самоубийство уничтожит шансы выгодно продать дом.
В кино с 28 декабря.