Июнь, может, и не готовит зрителям отечественных кинотеатров громких релизов, но точно не скупится на разнообразные новинки — фестивальные драмы и комедии, возвращение классики Хаяо Миядзаки, без пяти минут культовые хорроры и европейский сай-фай. Рассказываем о фильмах, которые можно будет увидеть в кинотеатрах в ближайший месяц.
Только что закончился Каннский кинофестиваль 2024 года, а до отечественного проката продолжают добираться фильмы-конкурсанты 2023-го. «Асфальтовые джунгли» — лихорадочные гастроли парамедиков по самым неприглядным районам Нью-Йорка, где помощь оказать сложнее, чем схлопотать очередные неприятности. С одной стороны, режиссер Жан-Стефан Совер создает пульсацию ритма, чувство нехватки воздуха и ощущение головокружения в лучших традициях монтажных панических атак «Медведя», с другой — нещадно злоупотребляет библейскими отсылками и многозначительными монологами. В результате получается триллер категории «Б» с претензиями на рассуждения о серой морали. Впрочем, поклонникам Шона Пена и Тая Шеридана бояться нечего: химия бадди-муви так или иначе чувствуется между напарниками, а неожиданным бонусом можно считать камео-эпизод Майкла Питта.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 6 июня.
С приличной задержкой, но до отечественного проката все же дошла «Полночь с дьяволом» — один из самых громких хорроров 2024 года. Фильм Камерона и Колина Кернсов в процессе локализации даже не получил в названии отсылку на какую-нибудь известную франшизу вроде «Изгоняющего дьявола». А ведь хоррор и правда связан с попыткой потусторонних сил взять в плен тело невинной девушки — впрочем, важен не избитый сюжет, а оригинальная подача. «Полночь с дьяволом» стилизована под ночное ток-шоу 1970-х: в эфир пускают странную рекламу, ведущий то и дело обращается к телерейтингам и вынуждает гостей дразнить злые силы, чтобы к прямому эфиру присоединилось как можно больше зрителей. Очевидно, все пойдет не по плану. Наверное, аутентичный и иммерсивный просмотр может состояться только с помощью старенького телевизора, но и на большом экране кинотеатра хоррор выглядит неплохо, а точнее, до жути неуютно.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 6 июня.
«На краю земли» можно назвать вестерном-антиподом «Горизонтов» Кевина Костнера (о релизе расскажем ниже). Режиссер из Новой Зеландии Ли Тамахори, который уже не раз обращался к исторической проблематике («Когда-то были воинами»), последовательно и вдумчиво показывает период освоения территории британцами в начале XIX века. Помимо колонизаторов, заявляющих свои права, идет вражда и между коренными народами, невольно в нее вступает и Томас Манро (Гай Пирс) — местный проповедник, спасший девушку-маори Рангимаи от казни (Тиоеоре Нгатаи-Мельбурн). Но «На краю земли» не следует традиционным тропам исторических драм с романтическим уклоном, а, напротив, разворачивается в сторону натурализма и вопросов власти без прикрас.
В кино с 6 июня.
«Девятые врата: Пандемониум» без скидок можно назвать одним из самых необычных и даже болезненных европейских хорроров последних лет. Несмотря на определенную жанровую смелость, режиссер Кваркс не идет на радикальные эксперименты с восприятием или киноязыком, как это делал, допустим, Кайл Эдвард Болл в «Скинамаринке». Кинематографист из Франции пытается нарисовать пугающий и безграничный пейзаж чистилища и затем ада, представляя зрителям живых мертвецов с разного рода прегрешениями, которые лягут камнем на чаше весов великого суда. Начинается путешествие по загробным мукам на пустынной дороге, где двое путников должны выяснить: они скорее живы или больше нет, а если нет, то куда отправиться после смерти?
В кино с 12 июня.
Возможно, из-за локализованного названия фильма кто-то подумает, что в прокат выпускают очередной посредственный ужастик. На самом деле это не так: «Проклятие “Зов могилы”» — пока что главный южнокорейский фильм 2024 года, который собрал в прокате безумные 84 миллиона долларов. Картина расскажет о зажиточной семье, которая пытается спастись от родового проклятия и нанимает специалистов, чтобы те нашли, выкопали и сожгли останки прадеда. В первую очередь зрителей привлек важный сюжет об историческом прошлом страны — периоде японской колонизации Кореи и массовых убийств по национальному признаку. Наконец, не меньшую роль сыграл креативный подход корейских кинематографистов, которые мастерски скрещивают жанры, нагнетают саспенс и создают дискомфортное ощущение. Чтобы в этом убедиться или заранее подготовиться к просмотру, достаточно дать шанс хоррору «Вопль».
В кино с 13 июня.
Еще одна каннская весточка без «веточки» с прошлого года — костюмная драма Карима Айнуза («Невидимая жизнь Эвридики»). Под прицелом двор короля Англии Генриха VIII (Джуд Лоу) и его брак с шестой по счету супругой Екатериной Парр (Алисия Викандер) — напомним, среди предыдущих была и Анна Болейн. Карим Айнуз очень точно ловит динамику распространения власти как в отношениях двоих, так и в связи правителя, опьяненного вседозволенностью, и целого народа. Пожалуй, никогда еще Джуд Лоу не играл настолько отталкивающего и недостойного персонажа, хотя актер уже не раз примерял шкуру обаятельных мерзавцев («Меч короля Артура»). Викандер же уготована партия с виду кроткой супруги, которая пытается устроить бунт изнутри и не потерять при этом голову — и буквально, и фигурально. Вышла не очень динамичная, но довольно убедительная костюмная драма о доминировании и поисках выхода из золотой клетки.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 13 июня.
Сложно сказать, что произошло с британскими кинематографистами, но в прошлом году они почему-то выпустили на большие экраны как минимум четыре роуд-муви о путешествиях пенсионеров: «Великий беглец», «Последний стрелок», «Клуб чудес» и «Вторая жизнь Гарольда Фрая». Последний из них — экранизация бестселлера Рэйчел Джойс «Невероятное паломничество Гарольда Фрая». Фильм и книга посвящены пожилому мужчине (Джим Бродбент), который на старости лет узнает, что его давняя подруга лежит в хосписе и вот-вот умрет. Гарольд пишет прощальное письмо, но понимает, что обычных слов недостаточно, поэтому не кидает конверт в почтовый ящик, а отправляется пешком через всю страну, чтобы в последний раз увидеть близкого человека. Как и большинство фильмов о скорой смерти, «Вторая жизнь Гарольда Фрая» — одновременно манипулятивная и воодушевляющая история о том, что никогда не поздно ценить жизнь, даже если от нее остались лишь последние мгновения.
В кино с 13 июня.
Венгерская анимация — редчайший гость отечественного проката («Ограбление по Фрейду»). Оттого удивительным кажется, что с разницей в два месяца в кинотеатры попадает сразу второй мультфильм из страны Центральной Европы. Вслед за научно-фантастическим «Белым пластиковым небом» у зрителей есть шанс увидеть «Четыре души Койота» — приключенческую историю о коренных американцах и жадных корпорациях, мечтающих отобрать чужую землю из-за нефти. Казалось бы, далекая от Венгрии тема, но у мультфильма универсальный поучительный сюжет о жизни в гармонии с природой. Да, очередное напоминание о возможных экологических катастрофах и заботе об окружающем мире, зато с очаровательной 2D-анимацией.
В кино с 13 июня.
В последние годы все чаще выходят байопики советских и постсоветских музыкантов («Комбинация», «Король и Шут»). Вот и фильм про «Иванушки International» казался вопросом времени — благо, нас ждет не просто история взлета культового трио, а нечто более оригинальное и смелое. Нетрудно догадаться по названию, что «Тур с Иванушками» — кино о гастролях группы. По сюжету на один из концертов решают вырваться три подруги, которые в детстве обожали песни музыкантов. Цель авантюры — не просто вспомнить прошлое, а совершить что-то безумное и импульсивное в настоящем, поэтому героини сбегают и от надоедливой рутины. Приключение не обойдется без влюбленностей и переоценки жизненных приоритетов под аккомпанемент главных хитов группы.
В кино с 20 июня.
Хаяо Миядзаки в этом году получил второй «Оскар» за аниме «Мальчик и птица», а также в составе студии Ghibli был награжден почетной «Золотой пальмовой ветвью». Казалось бы, идеальный момент, чтобы в очередной раз завершить карьеру, но великий режиссер уже вовсю работает над новой картиной. Выходящее в повторный прокат аниме «Унесенные призраками» — идеальная возможность напомнить себе, почему Миядзаки считается титаном современного кинематографа. Ну а для далеких от японской анимации зрителей — узнать, почему Билли Айлиш назвала одну из песен нового альбома в честь героя аниме. Поучительная притча о культуре потребления, экологии и вынужденном взрослении особенно завораживающе смотрится на большом экране кинотеатра, так что редкой возможностью и правда не стоит пренебрегать.
В кино с 20 июня.
Подробнее об аниме читайте в нашем материале.
К сожалению, в последние годы Марион Котийяр меньше обычного появляется на экране — еще реже фильмы с актрисой доходят до России. Это уже довольно убедительная причина присмотреться к «Маленькой девочке в голубом». Впрочем, есть еще один важный аргумент: речь идет не просто об очередной французской фестивальной драме, а об изобретательной смеси документального и художественного кино. Работа над проектом помогла постановщице Моне Ашаш пережить самоубийство матери. Писательница и фотографка Кэрол Ашаш покончила с собой в 2016 году — на основе оставленных писем и материалов горюющая дочь пытается создать честный комплексный портрет человека с тяжелым детством и пугающей историей пережитого абьюза (в том числе в отношениях с писателем Жаном Жене).
В кино с 20 июня.
До российского проката доберутся не только прошлогодние каннские сувениры, но и фестивальные премьеры этого года. Первым релизом станет картина абсурдиста Квентина Дюпье — частого гостя программ мировых киносмотров (пусть и не всегда основных конкурсов). Разговорная комедия «Второй акт» стала фильмом открытия фестиваля на Лазурном берегу в этом году.
Дюпье вроде бы вышел на тропу излюбленного жанра — кинематографисты снимают кино о кино, но вместо ностальгических дифирамбов ремеслу автор пытается поддеть звезд разного калибра и подчеркнуть разницу между медийным образом и реальной личностью, параллельно подшучивая над культурой отмены и прочими мировыми трендами. Четвертые стены рушатся, знаменитые французские актеры — Луи Гаррель, Леа Сейду и Венсан Линдон — от души хулиганят, а зрителю остается только гадать, где заканчивается кино и начинается киношная кухня.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В кино с 20 июня.
После феноменального успеха блокбастера о мужской дружбе «RRR: Рядом ревёт революция» и двух сверхприбыльных боевиков с вернувшимся на большие экраны Шах Рукх Кханом («Патхан. Схватка со смертью» и «Солдат») индийское кино переживает новый виток популярности. В этом году за взятие новых высот отвечает научно-фантастический эпик «Калки, 2898 год нашей эры» — долгострой, который снимали три года, и попросту самый дорогой фильм в истории Индии. Удивительно, но такой масштабный проект до сих пор лишен внятной маркетинговой кампании — размытый синопсис и многочисленные расплывчатые тизеры обещают постапокалиптический мир, продвинутые технологии и переизбыток компьютерной графики. С другой стороны, словосочетания «индийский футуризм» и баснословного бюджета более чем достаточно, чтобы дать фильму шанс.
В кино с 27 июня.
Кевин Костнер вернулся к режиссуре и опять с размахом: «Горизонты: Часть 1» — лишь начало саги о Диком Западе, где, подобно литературным романам, события охватывают десятилетия, а в повествование вовлечены жизни сразу нескольких семей. Костнер, как и в своем дебютном фильме «Танцующий с волками», говорит о противостоянии индейцев и колонизаторов, но при этом удивительно прямодушен. Пока повсеместно идет ревизия вестерна и пересмотр истребления коренных американцев белыми, он снимает довольно старомодный образец жанра, который следует заветам середины века. Коренные американцы показаны дикарями с топорами и стрелами, а покорители фронтира — героями с чувством долга и высшей моралью. Впрочем, наметки на поиск диалога между соседями поневоле уже очерчены, а визионерские панорамы всегда были сильной стороной Костнера-режиссера, поэтому любителями костюмного экшена стоит обратить на премьеру внимание.
В кино с 27 июня.
Одна из самых необычных новинок июньского проката — научная фантастика в духе «Черного зеркала» из Чехии. В будущем люди научились проходить чек-поинты, словно в играх: каждые 48 часов необходимо делать резервную копию чувств и мыслей, тогда в случае трагической насильственной смерти жертву ждет восстановление и долгая счастливая жизнь. Сай-фай отступает, и начинается детектив, когда разработчик технологии и сам погибает от руки неизвестного убийцы. Фильм Роберта Глоза уже получил положительные отзывы международной прессы — прежде всего хвалят сценарий и уверенное чувство ритма, которое позволило при среднем бюджете снять убедительный и захватывающий образец жанра.
В кино с 27 июня.