Хорроры и не думают сбавлять обороты: в 2024 году ужасы принесли студиям прибыли больше, чем релизы супергероики, — кажется, вкусы публики меняются. Мы же, составляя итоговый топ, решили обратить внимание не только на самые коммерчески успешные релизы, а в большей степени на малозаметные фильмы, которые не боятся заигрывать с рамками жанра. Желание проживать травму постепенно сменяется исцелением и жаждой действия и возмездия. На примере 15 фильмов рассказываем, о чем кричали в фильмах ужасов (и триллерах!) в 2024 году.
Пропустить «Субстанцию» было невозможно: фильм обсуждают в социальных сетях, рекомендуют друзья и знакомые, а слоган картины «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?» часто используют в качестве рекламы собственного продукта. Деми Мур сыграла голливудскую звезду, которая со временем оказалась в тени более молодых и привлекательных: в отчаянии она принимает загадочный препарат, обещающий новую юность и, как следствие, новый старт. Так появляется Маргарет Куолли — идеал, собранный героиней из множества отфотошопленных глянцевых образов популярных звезд. Фильм Корали Фаржа основан на многолетних и глубоко личных переживаниях кинематографистки и обрамлен многочисленными отсылками к любимым режиссерам: от Хичкока до Кубрика. Пожалуй, именно поэтому картина и получилась такой живой, смелой и яростной, беззастенчиво критикующей работу индустрий, предпочитающих измерять талант по улыбке на обложке.
«Свидание с монстром» — маленькое сокровище 2024 года: вроде бы очередной жанровый релиз со стриминга, но лента предлагает куда больше, чем кажется на первый взгляд. Актриса Анна Кендрик ступила на тропу режиссуры, вооружившись всеми атрибутами тру-крайма, но не забыла про женскую оптику. Нарочно не придумаешь: серийный убийца (Дэниэл Дзоватто) оказался на телешоу формата свидания вслепую. Фильм по мотивам реальных событий не упивается вырисовыванием портрета личности маньяка и подробностей его преступлений, а делает акцент на беспомощности жертв. Не только физическом бессилии девушек, но и системно игнорируемых призывах прислушаться к подозрениям. Действие сосредоточено на том самом эфире на ТВ в 1978 году, но вместо рекламы прерывается на флешбэки хладнокровных расправ, снятых без кинематографической эстетизации насилия. А главное, Кендрик удалось передать чувство, когда вроде ничего такого не происходит, но страх парализует.
Редкая хоррор-франшиза может похвастаться такой же интересной структурой, как «Иксы» Тая Уэста. Начался путь секса, насилия и кино со слэшера «Х» о резне на ферме в стиле южноамериканской готики. Затем режиссер сделал шаг назад и выпустил приквел о молодости сумасшедшей старушки «Перл». В 2024 году последовал сиквел оригинальной ленты о том, что стало с последней девушкой, выжившей в кровавой бане: порноактриса Максин отправилась покорять Голливуд. Стилизатор Тай Уэст купается в неоновых огнях 80-х, сполохах джалло и разговорах о месте ужасов в киношной иерархии. Миа Гот дает волю своей безуминке, а судьба ее героини отлично иллюстрирует то, как травму можно монетизировать. Но, что важнее, именно финал трилогии попадает в нерв 2024 года и новый лозунг «время лечения прошло, наступила пора возмездия» — последние 10 лет хорроры лелеяли травму, но пришла пора двигаться дальше.
За три фильма режиссер Дэмиен Леоне вывел свою франшизу о клоуне-психопате из лагуны хоррор-андеграунда в лигу коммерчески успешных хитов. Один из главных итогов 2024 года то, что «Ужасающий 3» побил по прокатным сборам результаты «Джокера: Безумие на двоих» — ужасы наглядно обходят супергероику. Впрочем, сплэттер — постыдное удовольствие далеко не для всех, какими бы внушительными ни были результаты зрительского голосования монетой. Леоне делает ставку на анатомические подробности, литры крови и обилие внутренностей, которые с подачи клоуна Арта становятся наружностями. «Ужасающий» сменил наряд — действие сдвинулось на пару месяцев вперед, и оранжевые тыквы уступили место рождественскими колядкам, а черно-белый наряд Арта обернулся красным кафтаном. Насколько бы нишевыми ни казались поджанр и синефильский подход Леоне (в кадре чувствуется тоска по эпохе джалло и бессовестного эксплуатейшна), третья часть франшизы явно останется в багаже культовых хорроров надолго.
«Айлин» — прошлогодний сувенир, о котором все же хочется вспомнить, подводя итоги 2024-го. Лента Уильяма Олдройда («Леди Макбет») вышла в Сети аккурат в новогодние праздники и парализовала ледяным обаянием отчужденности. Айлин (Томасин МакКензи) — недолюбленная, непроявленная, забитая дочь отца-алкоголика (Шей Уигэм) и неприметная смотрительница в тюрьме для мальчиков-подростков. Новая сотрудница учреждения психологиня Ребекка (Энн Хэтэуэй в амплуа хичкоковской блондинки) дарит одинокой девушке тепло и силы заявить о себе, встать в полный рост, расправить плечи и перестать сутулиться. В ленте Олдройда тягучая баллада о покинутости и смертельной тоске рутины постепенно перетекает в криминальный детектив о подозрениях, границах женского терпения и странном понимании справедливости. Помимо ретро-эстетики 60-х в нуарном изводе и мрачной зимней хандры фильм Олдройда предлагает два вдумчиво прописанных женских образа, перекочевавших на экран из романа-первоисточника Отессы Мошфег.
Итоги года не могут обойтись без странного хоррора от А24, который препарирует травму через жанровые приемы. В 2024-м флагманом студии на поприще причудливых ужасов выступила новая картина режиссерки фильма «Мы все идем на всемирную выставку» Джейн Шенбрунн. «Я видел свечение телевизора» уже окрестили кинопосылкой из городка Твин Пикс: линчевские приемы на экране переплетаются с миллениальской тоской по 90-м. Юный Оуэн (Иэн Форман) — одиночка в школе — находит себе подругу по интересам из старших классов Мэдди (Бриджетт Ланди-Пейн), вместе с которой они буквально проваливаются в миры The Pink Opaque — телешоу о взрослении, телепатии и борьбе со злом. Шенбрунн не предлагает проговоренных моралей, а оставляет пространство для трактовок главного героя: где заканчивается романтизация и начинается самоидентификация, так просто не разобраться.
И жила она несчастливо и недолго: исторический фолк-хоррор Вероники Франц и Северина Фиалы — нечто вроде эмпатического погружения в чужую шкуру. Режиссеры нашли свидетельства отчаянной практики опосредованного суицида, которая была распространена в немецкоязычных странах в XVII-XVIII веках. Женщины, не в силах совладать с депрессией и не вправе совершить суицид из религиозных соображений, убивали детей и признавались в содеянном, чтобы получить отпущение грехов перед казнью. «Одержимая» с самого начала раскрывает карты и позволяет проследить за Агнес (музыкантка Анна Пляшг) — женщиной, которая начинает с похода под венец, а закончит на плахе. Не давя на жанровые элементы, режиссеры воссоздают кошмар наяву и накапливают горе и отчуждение в каждом кадре. Вышло категорически неспешное, созерцательное и даже ритуальное кино, которое физически больно смотреть. Особую естественность картине придает исполнение непрофессиональной актрисы Анны Пляшг — сумасшедшая органика и распахнутые глаза заставляют разделить каждую капли печали с героиней.
«Собиратель душ» — хоррор с самой мощной рекламной кампанией года. Фильм разделил зрителей на три лагеря: первые с восхищением обнаружили, что Оз Перкинс продолжает развивать идеи «Февраля»; вторые пришли к выводу, что никакого развития не получилось — Перкинс просто повторил уже пройденное, используя новые декорации; а третьи с раздражением открыли для себя нового режиссера, который не оправдал завышенных ожиданий. «Собиратель душ» рассказывает о сотруднице ФБР (Майка Монро), занятой преследованием серийного убийцы (Николас Кейдж). В процессе героиня понимает, что ее прошлое как-то связано с расследованием. Синопсис обещает увлекательный детектив, но Перкинс едва ли играет с сюжетными линиями — он с головой уходит в стилистику и проработку личных травм. Пустые, болезненно холодные пространства, зловещий смех, гнетущая тишина, неузнаваемый Николас Кейдж и тревожное предчувствие, разлитое по экрану. Хоррор о банальности зла еще никогда не подбирался так близко к зрительским страхам.
«Нежить» Криса Нэша — один из самых обсуждаемых хорроров 2024 года. Канадский дебютант смешивает слэшер с неспешной поступью слоубернера, создавая необычное медитативное зрелище: камера неотрывно следует по пятам за маньяком Джонни (Рай Баррет), бессмертным гигантом, бродящим по лесу с топором в поисках того, кто похитил с его могилы семейную реликвию. Фильм удивляет необычным сочетанием «Пятницы, 13-е» с эстетикой медленного кино — изобретательные и кровавые убийства соседствуют с долгими прогулками по лесу. Никаких интриг: неупокоенная душа будет совершать злодейства до тех пор, пока неумелые воришки не догадаются, в чем причина столь буйного поведения. Тот, кто созреет до извинений и решится вернуть украденное, быть может, окажется помилован. «Нежить» не умножает смыслы, а идет в обратную сторону — убирает лишнее, чтобы обнажить природу насилия. Смотреть ради редкого опыта.
«Сталкер» Джей Ти Моллнера — стильный инди-хоррор, который не боится провокаций. Начав с титра, сообщающего, что фильм снят на 35-мм пленку, Моллнер смешивает карты (читай — фрагменты картины) в условно рандомном порядке, предлагая зрителю сыграть в угадайку. Напуганная девушка в красной робе (Уилла Фицджералд) бежит через поле. Ее преследует молчаливый охотник (Кайл Галлнер). Что произошло? Как персонажи пришли к этой точке повествования? Для того чтобы ответить на вопрос, придется познакомиться со всеми шестью главами. «Сталкер» делает акцент на удачном расположении эпизодов истории, но привлекает другим: гармоничной работой с цветом, оригинальными ракурсами оператора Джованни Рибизи, химией между Фицджералд и Галлнером и финалом, который длится ровно столько, сколько необходимо.
«Полночь с дьяволом» Камерона Кернса и Колина Кернса возвращает нас в тревожные 1970-е, а именно предлагает взглянуть на эпоху с помощью «найденной пленки» прямого эфира вечернего телешоу «Ночные совы» с ведущим Джеком Делроем (Давид Дастмалчян). На дворе Хэллоуин 1977-го, поэтому в спецвыпуске участвуют телепаты, фокусники, медиумы и парапсихолог. Последняя пришла в студию не одна, а с тринадцатилетней Лилли (Ингрид Торелли), предположительно одержимой демоном. Задача Делроя — использовать разношерстную компанию для поднятия рейтингов, иначе шоу грозит закрытие и забвение. «Полночь с дьяволом», очаровавшая самого Стивена Кинга, удивляет качеством стилизации, выдающейся игрой Дастмалчяна и Торелли, а также изобретательным вплетением личных трагедий в ткань фильма, изначально обещающего не более чем развлечение на вечер.
Автофикшн в хоррор-жанре всегда один из самых интересных методов психотерапии. Вслед за Анной Кендрик еще одна актриса дебютировала в ужасах в 2024 году. Кэролайн Линди еще до тридцати столкнулась с раком, и беда не пришла одна: во время лечения ее бросил парень. После того как девушка встала на ноги и буквально, и фигурально, она написала сценарий фильма, где все негативные эмоции, исступленная ярость и чувство несправедливости обрели форму косматого монстра из шкафа (его сыграл Томми Дьюи). В результате получился причудливый жанровый гибрид, который балансирует между хоррором и ромкомом, и то и дело проваливается в мюзикл — комбо, едва ли возможное со столь скромным бюджетом. «Соседу» присущи огрехи дебютного кино, но вместе с «Субстанцией», «Максин XXX» и «Женщинами с балкона» фильм очень точно артикулирует то, как female rage стала основным топливом для кинематографисток в 2024 году.
Фолк-хоррор «Бесплодная земля» Дэниэла Кокотайло, основанный на романе Эндрю Майкла Херли, рассказывает мрачную семейную драму через образы из британского фольклора. Фильм начинается с трагедии: десятилетний Оуэн слышит голос загадочного Джека Грэя, а спустя несколько дней умирает прямо на пороге собственного дома. Родители мальчика не могут смириться с потерей и потому решают обратиться за помощью к потусторонним силам. Мама участвует в ведьмовских обрядах, а отец вспоминает легенду о старом дереве, открывающем портал между живыми и мертвыми. И пока Мэтт Смит и Морвет Кларк в теплых узорчатых свитерах бегают по размокшей земле йоркширских полей в поисках ответов, силы зла принимают неожиданную форму и переходят в наступление.
«Носферату» еще не добрался до российского зрителя, но уже оказался в числе лучших хорроров этого года. Отзывы о фильме преимущественно положительные: Эггерс снова довел до совершенства свое стремление к аутентичности, грамотно переработав все, что было до него. В основе «Носферату» — одноименный фильм Фридриха Мурнау и роман-первоисточник «Дракула» Брэма Стокера. В главных ролях — Лили-Роуз Депп (возможно, лучшая на данный момент роль актрисы), Николас Холт, Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон, Билл Скарсгард и Уиллем Дефо. Сказочный каст собирался годами, как и сценарий картины. Эллен Хантер (Депп) страдает от недостатка внимания со стороны мужа Томаса. Временами героиня ходит во сне и видит таинственную и манящую к себе фигуру. История с видениями обостряется, когда Томас вынужденно покидает Эллен — он отправляется в Румынию к мрачному графу Орлоку, чтобы продать ему заброшенный замок в Англии.
Ноэми Мерлан в роли Элиз на кадре из фильма «Женщины на балконе»
Оставим последний фильм в списке как план на будущее: «Женщины с балкона» выйдут в российский прокат в 2025 году и, вероятно, половину зрителей выбесят, а других приведут в восторг. Показанный на Каннском кинофестивале новый фильм актрисы Ноэми Мерлан попадает в тон «Субстанции» и тоже движется на неуемной силе женского гнева. «Женщины с балкона» — вывернутый наизнанку жанр мести за изнасилование, который с сумасшедшим задором и бесконтрольной энергией говорит о женщинах и их праве распоряжаться своим телом (такой сцены у гинеколога вы еще не видели!). Мерлан не всегда справляется со стойкостью и плавает в материале, но все же гневается ужасно заразительно и азартно: открывающую сцену на балконах Марселя оценят даже хейтеры.