Кино может игнорировать разные аспекты окружающего мира, но игнорировать человека, к сожалению или к счастью, не может. Персонажи – одни из главных столпов удачного кинопроизведения, позволяющие создавать необходимые интонации, настроение, атмосферу, конфликты и их решения. Предлагаем вам 17 фильмов, где присутствуют яркие, противоречивые и проблемные персонажи – такие, которые навсегда запомнятся вам вместе с фильмом.
Культовая картина Оливера Стоуна в свое время не могла похвастаться восторженным приёмом критиков и кассовыми сборами, но сегодня это пример хорошего ориентированного на персонажей кино. Вэл Килмер в образе Джимми Моррисона – главного поэта психоделической эпохи – смотрится довольно органично и обладает той заразительной энергетикой, которая вводит в экстаз целые арены. Пусть и сами исполнители The Doors не признали за фильмом правдоподобия (по их мнению, экранный Моррисон больше похож на безрассудного дебошира, нежели на того загадочного поэта-декадента, каким был прототип), но это не отменяет артистического очарования образа – Моррисон Вэла Килмера крайне стихийный, непредсказуемый и непередаваемо трагичный.
Французская картина, взорвавшая каземат современного драматического кино. Любой восторженный отзыв об этом фильме конвертируется в его высокий рейтинг, который с годами совсем не планирует сбавляться. Можно найти тысячу объяснений, почему «1+1», будучи совершенно рядовой картиной по своей форме, завоевала сердца зрителей всего мира. Конечно же, это персонажи – галантный аристократ с хорошим эстетическим чувством и уличный раздолбай, которому неведомы манеры и чувство такта. Тонкость и индивидуальные нюансы в поведении персонажей придают им небывалое очарование – динамика их отношений смотрится с неподдельным интересом. Через толерантность и гуманизм здесь также раскрывается проблема социальной разобщенности – оказывается, классы можно примирить и заставить их обменяться своим опытом.
Один из лучших сиквелов в истории кино, который говорит сам за себя. Кэмерон славится не только своим визионерским чутьем, умением скрупулезно работать и приспосабливать для себя любые форматы и технологии, но также и способностью создавать монументальных персонажей. В «Терминаторе 2» главные герои уже не похожи на жертв. Они далеко не песчинка на ветрах истории. Персонажи Кэмерона – индивидуализированные существа, способные своими волевыми усилиями менять ход истории. Бездушный киборг-убийца – монстр Франкенштейна, который переживает своеобразный сбой в системе; он проникается человеческими чувствами и начинает имитировать сугубо людские повадки. Джон Коннор – еще всего лишь повеса, обычный парень, но уже преломленный через призму его будущей мессианской роли, поэтому мы наблюдаем в фильме то, как мальчик осознает свою миссию, примиряется с этим и переживает быстрое взросление – буквально за два часа.
Новаторский экспириенс от Кристофера Нолана – на тот момент еще молодого британского режиссера, но уже способного проворачивать рискованные трюки со временем и конвенциями голливудских жанров. «Помни» – грандиозная головоломка, которая вступает в диалог и с традицией детективного триллера, и с лабиринтообразными формами из графики Маурица Эшера, и с научными данными о нарушениях памяти. Главный герой – несчастный мужчина, страдающий от антероградной амнезии. Он стремится пролить свет на убийство своей жены, пытаясь выйти на след убийцы. Традиция детектива преломляется здесь самой фигурой персонажа, которого совершенно фантастически сыграл Гай Пирс, – это не одаренный и смекалистый сыщик, а жертва многочисленных фобий, человек, против которого, кажется, складываются все обстоятельства: он записывает информацию на фотографиях, чтобы не забыть её через 15 минут, татуирует себя и рискует окончить свое расследование ни с чем. Поведенческие нюансы персонажа, акцентировка Нолана на субъективных ощущениях героя и его подчас противоречивый характер, несомненно, делают «Помни» чрезвычайно ярким кинематографическим опытом.
Исторический фильм Мортена Тильдума выглядит как дежурный байопик, снимаемый аккурат к наградному сезону. Но очарование картины кроется, как ни странно, в одном лишь актерском магнетизме Бенедикта Камбербэтча. Будем честны: он в одиночку создает динамичное кино, рассказывая о жизни Алана Тьюринга – выдающегося математика, которому удалось взломать немецкую шифровальную машину «Энигма». Образы исключительных людей и интеллектуалов сидят на Камбербэтче как влитые – и здесь он совершает удивительные эскапады. Судьба Тьюринга необычайна: героя, сделавшего себе имя успехами в криптоанализе во время Второй мировой войны и ускорившего разгром гитлеровской Германии, сегодня считают чуть ли не главной жертвой британской гомофобии. И в этом фильме Камбербэтч со свойственной ему эксцентрикой передает противоречивое своеобразие гения.
Оскароносная работа Стива МакКуина сегодня смотрится как добротный американский роман XIX-XX веков. Это всё неспроста: у этого фильма есть и необычайная динамичная история на фоне рабовладельческой Америки, и многослойные тотальные персонажи. В «12 лет рабства» жирным шрифтом прописана система отношений власти и подчинения в лице плантатора Эдвина Эппса и чернокожего музыканта Соломона, угодившего в рабское ярмо. Безукоризненным здесь выглядит Майкл Фассбендер в амплуа плантатора. Он набожный христианин с присущим его характеру противоречием: насилие и жестокость по отношению к рабам он оправдывает строчками из Библии. Актерские данные Чивителя Эджиофора позволяют говорить о высоком профессионализме. Фильм МакКуина сконцентрирован вокруг неожиданных и сильных актерских изощрений – стоит здесь вспомнить, что в фильме еще присутствуют Бенедикт Камбербэтч и Брэд Питт. Вот что-что, а «12 лет рабства» как никогда подходит под описание блистательного персонажного кино.
«Гонка» Рона Ховарда доказывает, что самые колоритные персонажи и наиболее пламенные конфликты существуют не на страницах книг, а в реальной жизни. Основанная на подлинной истории «Гонка» повествует о вечном противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта – двух выдающихся гонщиков «Формулы 1». Ховард блестяще выстраивает конфликт двух непримиримых соперников, живущих в абсолютно полярных мирах, но зато готовых со звериной яростью сцепиться друг с другом на гоночной трассе. Крис Хемсфорт выглядит довольно фактурным в роли Джеймса Ханта – его маскулинность и гедонистический образ жизни прямо противопоставлены расчетливому и хладнокровному Нике Лауде в лице Даниэля Брюля. Британская эксцентрика против немецкой сдержанности – в «Гонке» фантастическая химия взаимоотношений, персонажей, которая будет вспоминаться ещё долгое время.
Образцовое актерское кино, сосредоточенное вокруг харизматичных персонажей. В свое время «Оскарами» наградили именно Мэттью МакКонахи и Джареда Лето, которые создали здесь необычайный дуэт – двух коллег, организовавших подпольную продажу запрещенных в США препаратов для ВИЧ-инфицированных. Они диаметральные противоположности. МакКонахи играет легкомысленного электрика; он импульсивен и заводится с пол-оборота, Джаред Лето – манерного трансвестита, разделяющего недуг своего товарища по несчастью. Фильм пестрит незабываемыми актерскими пассажами – и реднек Рон Вудруф, и трансвестит Рейон создают на экране необычайную палитру эмоций, ловко маневрируя настроением фильма, динамикой перехода в различные состояния – от несчастья к счастью и наоборот.
Выдающаяся трагикомедия Мартина МакДонаха. «Залечь на дно в Брюгге» – нарочито персонажное кино, в котором индивидуальные черты героев и их взаимоотношения, пожалуй, куда интереснее сюжетных перипетий. В первую очередь, потому что МакДонах мастерски владеет искусством писать диалоги – из уст киллеров Колина Фарелла и Брендана Глисона доносятся проникновенные речи и словесные остроты. Во вторую – режиссер любопытно поступил с фактурой: типично гангстерский конфликт разворачивается среди меланхоличных ландшафтов Брюгге – и такой контраст работает на пользу фильму. Конечно, симпатии зрителей к персонажам строятся на том основании, что сам МакДонах жутко романтизировал образ гангстеров – так, как в свое время это сделал Квентин Тарантино.
Трудолюбивый боксер и его кокаиновый брат – основные герои драмы Дэвида О. Рассела. Это кино – напряженное, хлесткое, с необычайным чувством стиля – добилось искомого результата благодаря, конечно, внутреннему конфликту двух персонажей – братьев, которые не могут найти точек соприкосновения и сеют раздор среди многочисленных членов семьи. Кристиан Бэйл здесь явил образцовый пример телесной трансформации – его Дикки похож на выжатый фрукт, готовый вот-вот пасть в самую бездну по причине наркозависимости. Марк Уолберг, с особым усердием готовившийся к роли Микки Уорда, сыграл не менее поразительно – его настойчивость и противоречивый характер придают картине должную динамику. Дэвид О. Рассел умеет создавать сильные истории с не менее сильными фигурами в центре. Но, кажется, именно в «Бойце» он достиг своего апогея.
Визионерский шедевр Николаса Виндинг Рефна. «Драйв» – это синефильский сплав из полуночных триллеров и гонконгских боевиков, продукт любви режиссера к маскулинному олдскулу и ретровейву. В криминальном триллере о ночном водителе всем нам, разумеется, нравится фигура главного героя – молчаливого ездока, ночного ангела-спасителя, который с каким-то пугающим хладнокровием дробит головы бандитам. Рефн удивляет своим умением резко переключать рычаги – от нежных и романтичных сцен к кровавому ультранасилию, калибруя тональность и настроение фильма. Иначе говоря, «Драйв» – это без пяти минут «Таксист» XXI века.
Сумасшедшая амальгама фриков – сосредоточие всей комедии Мартина МакДонаха. Как виртуозный сценарист и режиссер, МакДонах создает целый калейдоскоп персонажей: от незадачливого писателя и до целой панорамы твердолобых гангстеров. Самое интересное происходит тогда, когда эти персонажи пересекают установленные границы и начинают взаимодействовать между собой – и тут случается интересное кино. На первый взгляд «Семь психопатов» кажется какой-то беспардонной калькой тарантиновской эстетики и приёмов из боевиков Гая Ричи. Но сюжетные виражи в конце приводят нас к пониманию того, что МакДонах выстраивает ироническую дистанцию, пытаясь посмеяться над ними обоими и осмыслить это в рамках еще одной партии в постмодернистской игре.
Камерный шедевр Романа Полански. Конфликт двух школьников приводит к родительским разбирательствам. Родители из двух семей решаются выяснить проблему во время уютных посиделок в квартире. Само собой разумеется, в замкнутом пространстве не может всё проходить гладко – если в фильмах Ханеке эта ситуация с высокой вероятностью обернулась бы насилием, то у Полански начинается дикая и очень неприятная перебранка. Умопомрачительные персонажи сыграны и разделены поровну на четверых – Кейт Уинслет, Кристофа Вальца, Джоди Фостер и Джона Райли. Напряжение эскалирует благодаря аристотелевскому закону единства времени, места и действия. Здесь остается сказать только одно – такой фильм нельзя упускать из виду.
Если кто и добивается глубины и противоречивости от своих персонажей, то это, конечно, Ларс фон Триер. В предыдущих работах он создавал своих героев, хватая вдохновение буквально отовсюду – из шведских фильмов Бергмана, литературных шедевров русских и французских классиков, из драматургии Брехта. В «Доме, который построил Джек» появляется герой, пожалуй, нисколько не уступающий Джо из «Нимфоманки». Его Джек – это и Великий архитектор, и Данте, «заблудившийся в сумрачном лесу», и сам Триер. Он раскачивает драматургию своего фильма, фокусируясь на диалогах и монологах персонажа. И вот этот литературный стиль, присущий Триеру, конечно, добавляет веса его фильму – фильму, может, не самому лучшему, но как минимум радикальному и обескураживающему.
Любопытный интеллектуальный триллер от Эдварда Цвика. В его фильме есть стандартная формула, заставляющая расположить к себе любого зрителя: это исторический фон и харизматичные персонажи, взаимодействующие друг с другом на горизонте исторических потрясений. Противостояние двух шахматистов, Роберта Фишера и Бориса Спасского, разворачивается как гибридная война в эпоху идеологического противостояния СССР и Соединенных Штатов. Любопытно, что сам Бобби Фишер в реальности был жутким антиамериканцем и не поддерживал те стратегии во внешней политике, которые инициировали в Белом доме. Цвик ловко переобувает фильм: спортивное напряжение сменяется конспирологической тревогой, когда зрителю дают понять, что шахматная партия двух гроссмейстеров – это скрытая идеологическая технология, в которой заинтересованы власти. Главная заслуга в создании такого напряженного триллера, конечно, принадлежит Тоби МакГуайру и Ливу Шрайберу – актерам, способным малыми усилиями наэлектризовать экран.
Голливудский триллер от Пола Верховена – пожалуй, один из самых необычайных опытов голландского постановщика. Психологический триллер, препарирующий природу отношений мужчин и женщин, снят с явным почтением к Альфреду Хичкоку – режиссеру, который умел не только рассказывать истории, но и создавать колоритных персонажей. Хладнокровный детектив Ник Каррэн и роковая женщина Кэтрин Трамелл – обворожительный и сексуальный дуэт, один из самых лучших в голливудском кино образца 90-х. Майкл Дуглас и Шерон Стоун создали такую химию отношений, что по окончании фильма сложно отпустить то беспокойство, которое тебя охватывает.
«Супер Майк» – по своей форме очень любопытный эксплуатейшн-фильм. Эдакий аналог «Шоугелз», но только возводящий в культ маскулинность и прелести дружбы. Если Верховен снимал свой танцевальный фильм как сатиру, где стремился вспарывать швы Голливуда и шоу-бизнеса, то Содерберг снимает кино об истории становления – о том, как добиваться успеха, сталкивая с пьедестала другого. В фильме грамотно прописаны взаимоотношения героев Мэттью МакКонахи и Ченнинга Татума – они выдают здесь не столько танцевальные номера, сколько первоклассные драматические роли. Забавно, что привязка к стриптиз-бизнесу здесь условна – эта универсальная история могла быть рассказана и в любой другой сфере деятельности, где сталкиваются человеческие характеры и амбиции.