Фрэнсис МакДорманд 64 года. Начав карьеру в середине 80-х и получив признание у братьев Коэн, актриса неустанно двигалась вверх, совершенствуя своё мастерство и вливаясь в новые образы — всё более сложные и противоречивые. Она стала музой для Коэнов, затем актрисой, создавшей непоколебимый женский образ в драме Мартина МакДоны, а последний триумф фильма Хлои Чжао доказал, что для МакДорманд не существует преград — она прекрасно уживается в группе кочующих американцев и синих воротничков. Вспомнили 10 самых интересных ролей актрисы – обладательницы трёх «Оскаров» за лучшую женскую роль.
Прежде чем покорить большие экраны адаптацией «Человека-паука», Сэм Рэйми придумал Человека тьмы – собственного супергероя, пострадавшего в результате нападения бандитов на лабораторию. Чуткий Лиам Нисон, облачённый в плащ и с перебинтованным лицом, отправляется мстить негодяям за разрушенную жизнь.
Для МакДорманд роль в «Человеке тьмы» – интересный пункт в фильмографии, поскольку актриса попробовала себя в классическом амплуа «женщины в беде». Она играет девушку гениального учёного, чьё возвращение после смерти потрясает героиню. По закону жанра ей предстоит не только принять своего мужчину в новом облике, но и стать украденной принцессой, попав в лапы бандитов. В этом старомодном эпике МакДорманд и Нисон воспроизводят голливудский архетип красавицы и чудовища — для американской актрисы участие в большом блокбастере стало разнообразием в её преимущественно «коэновской» фильмографии. На примере работы Рэйми интересно наблюдать, как актриса шла к амплуа сильной и самодостаточной женщины, сталкиваясь с типичными героями супергероики.
Кэмерон Кроу и его рок-н-ролльный портрет 60-х. В центре истории — жизнь подростка Уильяма Миллера, в одночасье ставшего влиятельным корреспондентом журнала Rolling Stone. Юноша вынужден противостоять консервативной матери — ненавистнице контркультуры, считающей, что рабочая миссия – турне с музыкальной группой Stillwater — превратит сына в наркомана и тот пойдёт по опасной дороге.
Властная, опирающаяся на стародавние принципы морали, трепетная и суровая мать в исполнении Фрэнсис МакДорманд становится чуть ли не наиболее ярким персонажем картины — и это несмотря на второплановую роль и большое количество колоритных рок-персон на один квадратный метр. Сотрясающий культуру 1969 год, длинноволосые рокеры и целая ватага вожделенных поклонниц — преподавательница колледжа в образе МакДорманд оказывается главным конфликтообразующим фактором картины, где в лихорадочной атмосфере рок- тусовок происходит неизбежный конфликт старых и новых ценностей. Чего стоит одна лишь сцена домашнего разговора с дочерью: принципиальная мать косо смотрит на пластинку Simon&Garfunkel, называя передовых фолк-музыкантов наркоманами, а их музыку — развратом.
Ансамблевый ретрошедевр Уэса Андерсона, в котором рассказывается о переживании первой любви: двенадцатилетние подростки бегут из маленького городка, отдаваясь любовной стихии и мимолётным удовольствиям. У МакДорманд одна из самых колоритных ролей: тоскующая мать бежавшей девочки крутит роман с местным шерифом (Брюс Уиллис). Брак Бишопов (героев Билла Мюррея и Фрэнсис МакДорманд) трещит по швам и кажется напрасным бременем — лучшие и счастливые годы союза словно остались позади.
Зрелый возраст и характерный осадок унылости, забвение романтического начала и скучная рутина жизни — МакДорманд создала честный и во многом грустный портрет стареющей матери. На контрасте с детьми – энергичным и идиллическим началом — жизнь взрослых обделена ореолом святости и чуда, и никто доподлинно не передаёт это тоскливое чувство так, как это делает МакДорманд.
Детективный триллер Алана Паркера рассказывает о неприятном культурном климате Миссисипи — места, где полиция, тесно связанная с ку-клукс-кланом, безнаказанно нападает и линчует темнокожих. Агенты ФБР отправляются в расистский город, чтобы выследить убийц и поднять дело до федерального уровня.
Американской актрисе досталась второплановая роль жены одного из «грязных» полицейских, причастных к убийству трёх правозащитников. Поначалу необязательный персонаж — стойкая и проницательная женщина — постепенно всё теснее вплетается в сюжетную интригу, сообщая детективу о злодеяниях мужа. Уязвимая и нежная, несмотря на кажущийся облик послушной жены, МакДорманд сумела продемонстрировать присущую актрисе твёрдость характера. И самое замечательное, она это делает, практически не покидая домашнего очага — места, к которому привязана женщина в суровых патриархальных порядках Миссисипи.
Безумная шпионская эскапада от братьев Коэн — своеобразная «борниана» в дебилистической оптике, горячо любимой режиссёрами. В этом закрученном фарсе МакДорманд сыграла роль, разительно отличающуюся от предыдущих работ у Коэнов, — легкомысленную и бестолковую работницу фитнес-центра, в чьи руки попадает компакт-диск с секретными правительственными документами.
Линда Лицки — обыкновенная кокетка, помешенная на пластической хирургии, дейтингах и больших деньгах. Коэны придумали этот образ, присмотревшись к американской госслужащей Линде Трипп. Потешный парик на голове МакДорманд довёл гротеск до предела — отталкивающей дурёхи, участвующей во вселенском круговороте идиотизма. Уникальный случай, когда актриса примерила абсолютно нелепую роль, но именно эта глупость служит стержнем и перводвигателем причудливой коэновской драматургии.
Мрачный неонуар, ставший творческим плацдармом как для братьев Коэн, так и для Фрэнсис МакДорманд. Начинающая актриса, бэкграунд которой состоял всего-навсего из сериала «Блюз Хилл-стрит», случайно попала на пробы и получила женскую роль. Она играет неверную жену владельца бара, который узнаёт об интригах своей супруги и нанимает киллера, чтобы тот убрал её и любовника.
Жестокий и гиперболизированный дебют Коэнов — не только переосмысление нуара 40-х, но и репрезентация самих составляющих, из которых слагается жанр: мстительного мужчины, пистолета и женщины. Впрочем, МакДорманд полагала, что роль в «Просто крови» станет главным конфузом в её карьере. Она ошиблась: с этого дикого, странного и уникального триллера началась головокружительная карьера актрисы, которая выйдет замуж за старшего из братьев, снимется в большинстве лент Коэнов и будет их постоянной музой.
Успешный заход МакДорманд на территорию телевидения: в мини-сериале HBO актриса исполнила роль математички в средней школе — чопорной и неприветливой особы, на которую косо смотрят жители городка. Параллельно рассказывается о семейной жизни героини с пробегом в 20 лет: её страстях, браке, меланхолическом мироощущении в преддверии старости и смерти.
МакДорманд, героиня коэновских триллеров и голливудских драм, вернулась к глубокой и сложной роли. Здесь и невероятная мимика, и вызывающие телодвижения дряхлой деспотичной женщины, которая всю жизнь надевала маску хладнокровия и безразличия, а под конец оказалась трогательной и ранимой персоной. Твёрдые характеры в фильмографии МакДорманд сыграли на руку сериалу — ей удалось создать незабываемый портрет старухи-мизантропки, стоящей на пороге неизбежности. Невозмутимая и раздражающая Оливия Киттеридж — её хмурый взгляд не забывался зрителям долго, до тех пор пока актриса не превзошла свой перформанс драматической ролью у МакДоны.
Оскароносное роуд-муви, закрепившее за МакДорманд звание самой востребованной и талантливой актрисы современности. Ферн — овдовевшая женщина из рабочего класса — продаёт имущество и пускается в путешествие по безграничным хайвеям Америки. В «Земле кочевников» МакДорманд неописуемо правдоподобна в своём сногсшибательном перформансе – от плавания нагишом вплоть до гиперреалистичных телесных сцен.
В портрете Америки, перекошенном экономическим коллапсом, героиня МакДорманд не теряет оптимизма и находит сообщников в круге кочевников — блудных сыновей Америки, странствующих в поисках вечных ценностей. Этот бытовой, но в то же время крайне чувственный портрет маргинализованного человека подарил МакДорманд третий «Оскар» — по количеству наград актриса теперь уступает разве что четырежды награждённой Кэтрин Хепбёрн.
Виртуозный детектив от братьев Коэн, сделавший МакДорманд актрисой высшего эшелона. После «Фарго» — истории полицейской, идущей по пятам похитителей и убийц, — актриса обзавелась первым «Оскаром», получила признание критики и утвердила коронный типаж – бесстрашной женщины, которая превозмогает свои слабости и обстоятельства. Джоэл Коэн, постановщик и по совместительству муж МакДорманд, писал роль Мардж Гандерсон специально для своей супруги.
Беременная полицейская — любительница сладостей из дайнеров и преданная жена, раскрывает свой характер, когда берётся за дело об убийцах в бегах. Экипированная в зимнюю одежду МакДорманд вступает в схватку как с природной стихией — мёрзлого и противного Фарго, так и со звериной сущностью преступников. Мардж холодна, сосредоточена и рассудительна, но в то же время она остаётся милой и кроткой женщиной. Героиня МакДорманд олицетворяет порядок и целеполагание в мире, напрочь погрязшем в хаосе, неупорядоченной механике насилия и безрассудства.
Главная драматическая роль в карьере МакДорманд и её личный крестовый поход во имя справедливости. В истории, где женщина идёт на войну со всеми: с ленивой и безучастной полицией, корыстными журналистами, жителями маленького городка, — нераскрытое дело об убийстве дочери не даёт покоя скорбящей матери.
МакДорманд целиком и полностью подчиняет эту трагическую историю своему актёрскому потенциалу – она разрывает экран своими эскападами: от нервозности и отчаяния до решительных и волевых актов, бросающих вызов коррумпированной полиции и аморфным массам. Непреклонная Милдред Хейс — роль, которую МакДона специально затачивал под харизматичную звезду «Фарго», сегодня кажется не просто сильным женским персонажем, а почти что мифологическим архетипом — современной Антигоной, бросившей вызов писаным законам и двойным стандартам общественного порядка. Эта живая и трагическая героиня мгновенно стала образцом: кинематографистам и актёрам придётся сильно постараться, чтобы хоть мало-мальски приблизиться к артистическому диапазону МакДорманд в образе непримиримой матери.