
72 года исполняется Стивену Спилбергу — возможно, самому влиятельному кинематографисту современного кино. Без него не существовало бы ни блокбастеров, ни большинства академических драм в том виде, в котором мы привыкли их видеть сейчас
72 года исполняется Стивену Спилбергу — возможно, самому влиятельному кинематографисту современного кино. Без него не существовало бы ни блокбастеров, ни большинства академических драм в том виде, в котором мы привыкли их видеть сейчас. Но при всём своём влиянии и толпе подражателей Спилберг остаётся уникальным режиссёром с особым видением и неповторимым стилем, который многие пытались скопировать, но получилось (и то относительно) только у единиц.
Из-под его руки вышли одни из самых любимых зрителями фильмов последних двух веков: «Индиана Джонс», «Челюсти», «Инопланетянин», «Список Шиндлера», «Парк Юрского периода» и многие другие — вы и сами их знаете и, скорее всего, видели не раз. Но, как ни странно, и у такого популярного режиссёра есть работы, которые незаслуженно обделены вниманием публики. Именно о них мы и хотели бы сегодня вспомнить.
Дебютный фильм Стивена Спилберга о мужчине, которого на межгородской трассе начинает преследовать зловещий грузовик. Простой человек вступает в смертельную схватку с огромной машиной, устрашающей, давно проржавевшей и, судя по всему, двигающейся безо всякого водителя. Неумолимый и неостановимый символ самого зла, которое может настигнуть любого на пустынных просторах широких магистралей.
Уже в своей первой работе Стивен показал любовь к истинно жанровому кино. Его «Дуэль» — это очень простой по структуре, но безумно эффективный с точки зрения кинематографии и драматургии триллер. Спилберг с хичкоковской точностью (и это потом перейдёт в его же «Челюсти») создаёт всепоглощающее чувство паранойи, в котором зритель проведёт все полтора часа хронометража. К тому же это невероятно грамотное с технической стороны кино, особенно для дебюта. Здесь можно увидеть все будущие «фишки» Спилберга-режиссёра: начиная с незаметных длинных дублей и заканчивая знаменитым «лицом Спилберга» — моментами, где камера фокусируется на тревожном взгляде героя.
Если в «Дуэли» Спилберг отточил свои навыки жанрового постановщика, которые позже ему помогут при создании «Челюстей», то в «Шугарлендском экспрессе» ярко заметно его умение работать с героями. То качество, за которое позже Стивена очень полюбят зрители всех возрастов и которое поможет ему снимать убедительные драмы для всех возрастов.
История «Шугарлендского экспресса» рассказывает о незадачливой матери Лу Джин Поплин, чьего ребёнка вот-вот усыновят приёмные родители. Ей это не по душе, и потому Лу похищает из тюрьмы своего мужа и отправляется через всю страну к своему ребёнку. По дороге они берут в заложники полицейского и так, втроём, путешествуют в сопровождении целой эскадры копов-преследователей. А по дороге, разумеется, выясняют отношения и понимают для себя что-то новое.
Успех «Челюстей», «Близких контактов» и «Индианы Джонса» запустил целую новую эру в Голливуде — эру блокбастеров, в которой мы продолжаем жить и по сей день. О Спилберге, соответственно, говорили исключительно как об авторе массового развлекательного кино, и, понятное дело, в какой-то момент Стивену это надоело. Тогда он снял первую в своей карьере драму в классическом смысле — экранизацию романа Элис Уолкер о сложной жизни чернокожей девушки Силии.
Выйди фильм сейчас, зрители бы наверняка критиковали его за потакание социальной повестке и прочим подобным вещам. Но учитывая, что на дворе был 1985 год, в искренности побуждений Спилберга сомневаться не приходится — он действительно хотел рассказать эту историю. И получилось отлично: «Цветы лиловые полей» — это трогательный, безукоризненно выполненный фильм, в котором легко найти зачатки того драматического стиля режиссёра, который он позже воплотит в «Империи солнца», «Списке Шиндлера» и «Шпионском мосте». Но, несмотря на 11 номинаций на премию «Оскар» и факт, что именно этот фильм запустил карьеру Вупи Голдберг, сейчас о нём говорят реже, чем о многих других картинах Стивена. А зря.
Спустя 12 лет после «Цветов лиловых полей» Спилберг снял ещё один фильм на схожую тему — драму «Амистад» о восстании на рабовладельческом корабле. Пленённые африканцы отбивают судно (именно оно и называется «Амистад») и поворачивают его обратно, на родину. Но их ловят и отправляют в США на суд — им всем грозит смертная казнь.
«Амистад», несмотря на откровенно эксплуатационную тему, — невероятно убедительная судебная драма, к тому же с совершенно потрясающим актёрским составом: здесь можно увидеть Энтони Хопкинса, Моргана Фримена, Мэттью МакКонахи в одной из его первых драматических ролей и молодого Чиветеля Эджиофора. Спилберг ещё раз доказывает одно своё удивительное умение: он может взять тему, которая в других руках обязательно бы превратила фильм в дешёвую манипуляцию, и сделать на её основе искреннее и трогательное произведение.
На Олимпиаде 1972 года в Мюнхене палестинские террористы захватывают в плен и убивают одиннадцать израильских спортсменов. В ответ власти Израиля организуют спецгруппу МОССАДа, которая должна заниматься поисками и устранением людей, ответственных за ту резню. Главный герой фильма, агент Авнер, как раз и ведёт эту группу.
«Мюнхен» — это, пожалуй, самое сильное кино из всех, что Спилберг снимал в двадцать первом веке. Мощная история о моральном выборе, душевных метаниях человека, который никак не может понять, где заканчивается справедливость и начинается новое зло. Это хлёсткое, проникновенное кино, которое тонко вскрывает болезненную суть самого, пожалуй, жестокого идеологического и политического конфликта современности. Очень обидно, что «Мюнхен» на фоне других последних работа Стивена как-то затерялся, так и не получив заслуженной зрительской любви. А ещё удивительно, как Спилберг умудрился снять такой сложный фильм где-то между съёмками громкой и бездумной «Войны миров» — но, в общем, для него такое не в новинку, он и «Парк Юрского периода» со «Списком Шиндлера» умудрился выпустить в один год.