Сегодня 57 лет исполняется Киану Ривзу — герою нашего детства, одному из самых любимых артистов у массового зрителя и просто хорошему человеку со сложной судьбой. В честь праздника мы настоятельно советуем вместо очередного пересмотра «Матрицы», «Скорости» или «Джона Уика» узнать актера с другой стороны: для этого мы выбрали пять не самых популярных, но все равно отличных ролей в фильмографии Киану Ривза.
«Помутнение» — одна из самых необычных и удачных экранизаций фантаста Филипа К. Дика: выполненная в технике ротоскопирования (художники перерисовывали каждый реальный кадр) крайне пессимистичная драма о мрачном будущем, зависимости и потере идентичности. Киану исполняет роль полицейского, который под прикрытием вступает в банду, поставляющую мгновенно вызывающий привыкание наркотик. Однажды от начальства, которое даже не знает его настоящую личность, поступает задание следить за вроде бы обычным наркоманом, но на деле за самим собой. Из-за чрезмерного употребления загадочного вещества главный герой начинает сомневаться в происходящем, прошлом и своей личности — на самом ли деле он работает полицейским или все придумал? Киану чертовски убедителен в роли переживающего кризис самоидентификации зависимого, который испытывает паранойю и вечно путается в оживающих на экране мыслях.
Одна из первых крупных ролей Киану пришлась на скандальный фильм «На берегу реки» — экранизацию шокирующего реального случая в провинциальной Америке: обычный старшеклассник убивает и насилует подругу, после чего хвастается друзьям содеянным. Те, конечно, не верят его словам, но когда убеждаются, что он вроде бы говорит правду, начинают сомневаться, как поступить дальше: идти против лидера группы или прислушаться к совести и сдать его полиции. Киану исполняет роль лучшего друга убийцы — индифферентного и отчужденного подростка, который вынужденно оказался в центре сложной ситуации. Его роль — одно из главных украшений этого психологического хоррора, потому что экранная смесь апатии, сомнений и угрызений совести превращает его в самого убедительного и реалистичного героя истории.
В культовой драме Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо» Киану Ривз сыграл, возможно, свою лучшую (точно самую смелую) роль — тем не менее язык не повернется назвать фильм популярным среди фанатов актера. Оно и понятно: на раннем этапе карьеры он снимался лишь в инди-кино и набирал вес, а чуть позже переквалифицировался в экшен-героя. Собственно, если вы привыкли видеть любимого актера в блокбастерах, то Киану в «Моем личном штате Айдахо» вас приятно удивит экранной уязвимостью и эмоциональностью. В фильме он играет сына крупного чиновника, бунтующего против чрезмерной опеки и устаревших ценностей отца, поэтому отказывается от его денег и зарабатывает себе на жизнь мужской проституцией. На бумаге это кажется скандальной ролью, но на деле он играет просто ранимого и потерянного героя, бесцельно плывущего по жизни в поисках себя.
Мы привыкли к тому, что на экране Киану почти всегда исполняет положительные роли харизматичных спасителей и героев, которым невозможно не сопереживать. Впрочем, есть в его фильмографии и интересные исключения: мистический триллер Сэма Рэйми «Дар» — один из них. Роль у Киану здесь второстепенная, он играет не самого приятного мужчину, типичного деревенщину, абьюзера и изменщика, которого обвиняют в смерти жены. Вроде бы все сходится: супруги постоянно ссорились, он неоднократно грозился ее убить. Полицейские довольны работой, но в дело вмешивается ясновидящая, которая сначала помогла посадить героя Ривза, после чего благодаря видениям поняла, что он на самом деле невиновен. Киану здесь настолько убедителен в роли мерзкого антигероя, что невольно начинаешь расстраиваться из-за того, как редко он играл злодеев.
После успеха франшизы о Джоне Уике было неожиданно, но приятно увидеть Киану не в очередном боевике, а в романтической комедии — тем более в паре со ставшей вновь популярной из-за «Очень странных дел» Вайноной Райдер. Фильм с не самым удачным локализованным названием «Как женить холостяка» — это на самом деле уникальный антиромком, выворачивающий наизнанку жанр: вместо влюбленных, но не проговаривающих вслух свои чувства героев — два близких по духу и интересам мизантропа/нигилиста/циника на чужой свадьбе; они чувствуют связь друг с другом, но оба ведут себя слишком лениво и пофигистично, чтобы бороться ради очередных отношений. Еще один плюс фильма — он практически полностью разыгран двумя артистами, которые с легкостью удерживают зрительское внимание и умудряются очаровать, играя не самых приятных персонажей.