Постмодернистский детектив «Достать ножи», который переиначивает классические жанровые шаблоны, готовится удивить отечественного зрителя обилием непредсказуемых твистов и необычных авторских решений. Рассказываем о других фильмах, чьи авторы не стесняются менять правила игры.
Постмодернистский детектив «Достать ножи», который переиначивает классические жанровые шаблоны, готовится удивить отечественного зрителя обилием непредсказуемых твистов и необычных авторских решений. Рассказываем о других фильмах, в которых режиссеры не стесняются менять правила игры.
Сэр Эндрю Уайк, автор успешных детективных романов, приглашает в свой роскошный особняк любовника жены Майло Тиндла. Когда тот приезжает, хитрый писатель предлагает ему принять участие в игре, после которой он согласится отпустить супругу к молодому ловеласу. «Игра навылет» настолько непредсказуемое и безумное кино, что твисты здесь начинаются чуть ли не с первых минут. Противостояние старого романиста Эндрю и недооценённого пройдохи Майло постепенно перестаёт быть комичным и превращается в довольно-таки пугающую напряжённую дуэль злых гениев. Если и есть идеальный пример того, как выстраивать интригу в камерном диалоговом фильме, то это «Игра навылет».
Детективы экранизируют часто, но этот фильм — адаптация не пьесы и даже не романа. Картина «Улика», основанная на культовой настольной игре Cluedo, повествует о незнакомцах, приглашённых в загородный особняк. Все они — подозреваемые в убийстве мистера Бодди, и у каждого есть серьёзный мотив. Герои выглядят и ведут себя как ходячие шаблоны из бульварного чтива, диалоги наполнены иронией над жанром, а главная особенность детективных фильмов — раскрытие интриги — высмеяна тремя вариантами концовки (во время проката зрители в разных кинотеатрах видели отличающиеся друг от друга развязки, хотя в цифровой версии смонтированы все три исхода). Это не шибко умная деконструкция, но забавный эксперимент, который лишний раз напоминает, каким наивным иногда может быть жанр.
Ещё до «Достать ножи» Райан Джонсон увлёкся деконструкцией жанра. Его первая полнометражная работа «Кирпич» повествует о школьнике Брендане Фрае, который пытается раскрыть убийство бывшей девушки, связавшейся с плохой компанией. От других странных детективов этот фильм отличает то, что Джонсон решил смешать историю любознательного мальчика с эстетикой неонуара. Герои «Кирпича» — обычные ученики американской школы — говорят и мыслят как в старых чёрно-белых фильмах, а детективная линия, несмотря на наивность, постоянно отсылает к классическим сюжетам о наркоторговцах и мафии. И даже несмотря на то, что кино прежде всего пытается рассмешить зрителя забавной игрой с жанром, финальный твист тут оказывается довольно мрачным и внушительным.
Когда у Динамита, ветерана Вьетнама и легенды «чёрных» районов, убивают брата, он выходит на тропу войны и начинает вершить правосудие. «Чёрный динамит» — дань уважения blaxploitation-фильмам, в которых дерзкие темнокожие герои брали закон в свои руки и наказывали негодяев, попутно разбрасываясь эпичными фразочками и удовлетворяя страстных красоток. Кино играет по этим же правилам, но использует многие моменты жанра для метаюмора: то микрофон влезет в кадр, то в фильм случайно попадёт неудачный дубль драки. Отличное подражание дёшевым фильмам 70-х, возвращающее «плохому» кино былую славу.
Пятеро детективов приглашены на ужин в особняк богача Твейни. Встретив гостей, хозяин говорит, что вечером совершится убийство, а тот, кто его разгадает, получит достойное вознаграждение. Но неожиданно для всех умирает сам Твейни, и теперь между следователями разгорается настоящая борьба. Пожалуй, один из самых абсурдных детективов, который не стесняется едко иронизировать над жанровыми шаблонами. Особенно комичны здесь образы героев-ищеек, которые становятся пародиями на знакомых классических персонажей. Ближе к концу фильм разрывается от сюрреалистичных сцен, но авторам удаётся сделать этот фарс осознанным и оригинальным.
Дебютный фильм Шейна Блэка, который в будущем умудрится высмеять даже канон «Хищника», рассказывает о беглом преступнике, случайно попавшем на кастинг и ставшем актёром. В этом фильме детективная линия — лишь фон, благодаря которому возникает необходимое для жанра напряжение. В остальном Блэку интереснее вплетать в типичный детектив приёмы комедии положений и иронизировать над нелепыми твистами. «Поцелуй навылет» — это хулиганское и уморительное кино, которое легко обходится без изживших себя штампов. Но поёрничать над ними шанса не упускает.