Не все экранизации находятся в одинаково гармоничных отношениях с оригинальными произведениями. Чаще мы привыкли слышать древнее заклинание «книга лучше!», но иногда и фильмы выглядят вполне самобытными историями. Рассказываем о восьми картинах, просмотр которых не нуждается в знакомстве с первоисточником.
«Бедные-несчастные» — экранизация одноименного романа писателя Аласдера Грея, до выхода фильма более известного модернистским монолитом «Ланарк», который иногда называют шотландским «Улиссом». Poor Things же в его библиографии — творение чуть менее амбициозное, постмодернистская версия «Франкенштейна», которую постановщик Йоргос Лантимос развил до, вероятно, самого выдающегося пункта уже в своём послужном списке. И воспринимать «Бедных-несчастных» 2023 года лучше, конечно, в отрыве от романа 1992 года, каждый автор велик по-своему, и нет нужды их сравнивать, особенно на таком специфическом материале. В то же время знакомство с романом после просмотра фильма едва ли испортит впечатление от прозы.
«Убийство в Восточном экспрессе» — история, ценная прежде всего неожиданной развязкой, единожды узнав которую ни перечитывать, ни смотреть какие-либо экранизации нет уже ни малейшего желания. Сделавший себе имя прежде всего на шекспировских постановках режиссёр Кеннет Брана перенёс уже несколько романов Агаты Кристи на экран. Несмотря на малозначительные сюжетные изменения, картины Браны всё равно в первую очередь именно иллюстрации. Высматривать в картинах режиссёрское высказывание, заранее знакомиться с оригиналом, дабы лучше понять автора, бессмысленно. Тот самый случай, когда выбор между книгой и фильмом можно и нужно сделать заранее.
«Парк Юрского периода» — тот случай, когда экранизация настолько затмевает первоисточник, что о существовании последнего не то что не вспоминают, а даже забывают окончательно. Автор оригинального романа Майкл Крайтон хотя и написал немало книг, был скорее продюсером, чем писателем. Особенно ярко несоответствие проявилось на примере культовой «Скорой помощи», где Крайтон был бессменным шоураннером. Однако возможность проявить себя в новом качестве у него появилась только после успеха «Парка Юрского периода» и благодаря протекции Спилберга. Стивен был, вероятно, одним из главных поклонников творчества Крайтона, он смог разглядеть в научной фантастике третьего ряда замысел, позволивший ему реализовать самые смелые режиссерские амбиции. Образцово-показательное приключенческое кино, которое и спустя 30 лет выглядит так, будто вышло только вчера, заслуженно оставляет первоисточник в глубочайшей тени, но сам Спилберг вспоминает о том, с чего начался «Юрский период», при каждом удобном случае.
Писательница Эльфрида Елинек, лауреатка Нобелевской премии, называла роман «Дети мёртвых» своей главной книгой. Художественное исследование живучести фашистской идеологии на примере родной Австрии было ценно прежде всего бурлящим стилем и беспощадностью интонации.
Режиссеры Келли Коппер и Паволь Лиска решили подойти к экранизации с неожиданной стороны, и в 2019 году явили миру немой зомби-хоррор. Не столь важно, имеет ли он что-то общее с первоисточником или не имеет совсем, очевидно, полуторачасовой бурлеск на костях является самостоятельным творением Коппер и Лиски, лишь косвенно связанным с книгой Елинек.
«Враг» — экранизация романа «Двойник» Жозе Сарамаго за авторством Дени Вильнёва. По сюжету преподаватель истории Адам Белл в исполнении Джейка Джилленхола замечает в одном из эпизодов взятого напрокат фильма актёра, точь-в-точь похожего на него. Интерпретаций у происходящего на экране может быть много, но так или иначе Адам отправляется на поиски двойника, и ни к чему хорошему блуждания его не приводят.
Не лучшее творение Нобелевского лауреата Сарамаго на экране преобразилось в фильм, сравнимый с «Малхолланд Драйвом» или «Шоссе в никуда». И хотя впоследствии Вильнёв с головой ушёл в научную фантастику, «Враг» остаётся одной из тех картин, с которыми режиссёр заработал репутацию, заставляющую с интересом ждать каждую следующую его ленту.
Режиссерский дебют (он же завещание — автор умер до премьеры) исландского композитора Йохана Йоханнссона — формально экранизация научно-фантастического романа 1930 года «Последние и первые люди». Фактически же — видеоэссе на тему места человека в мировой истории, одновременно и исключительного, и крайне незначительного. Архитектурные памятники югославского брутализма сменяют друг друга, закадровый голос Тильды Суинтон зачитывает реплики из романа. Легко забыть, что всё происходящее на экране неразрывно связано с нашей родной планетой, пейзажи будто инопланетные, а людей там никогда и не было, ни первых, ни последних. Не было там и Олафа Стэплдона, автора первоисточника: воспользовавшись романом для вдохновения, Йоханнссон очень далеко ушёл от изначального замысла автора.
Любой список экранизаций, не важно, удачных, неудачных, каких угодно, был бы неполным без фильма по Стивену Кингу. Проходной рассказ из сборника «Всё предельно» обернулся одной из лучших экранизаций Короля ужасов. Классические сюжеты о проклятом отеле и проваливающемся в безумие писателе в «1408» сочетаются в идеальной пропорции. И, разумеется, чем меньше знаешь о сюжете и особенно о концовке, тем ярче восприятие картины. Режиссёр так и не смог договориться с продюсерами о том, чем всё закончится, и лента осталась в трёх версиях с концовками разной степени безнадёжности. Тот редкий случай, когда «фильм лучше» и знакомство с первоисточником может пойти только во вред.
По Кингу снималось много крутых филь...мов от "Сияния" и "Кристины" до "Зелёной мили" и "Мглы". Поэтому "1408" едва ли в топе будет.