Виртуальная реальность неумолимо входит в нашу жизнь. Может быть, не так стремительно, как это описывали фантасты прошлого, но совершенно точно бесповоротно. Чтобы подготовиться к прогрессу основательно, собрали семь фильмов, в сюжете которых киберпространство играет важную роль.
Культовый киберпанк-боевик с Киану Ривзом основан на одноименном рассказе отца жанра Уильяма Гибсона. В 2021 году мир захватили мегакорпорации, а умы людей — виртуальная реальность. Последнее привело человечество к новому заболеванию — синдрому нервного истощения. Джонни (Киану Ривз) работает курьером-мнемоником и доставляет важную корпоративную информацию, только вместо жесткого диска данные помещаются на специальный имплант в мозгу. Последний заказ идет не по плану: за Джонни начинают охоту якудза, а объем данных превышает допустимые значения, и у мнемоника есть всего несколько дней, прежде чем его голова превратится в тыкву.
Для режиссера «Джонни Мнемоника» Роберта Лонго работа над фильмом была первым подобным опытом. Автор оригинального рассказа Уильям Гибсон лично писал сценарий, а в каст кроме Ривза затесались Дольф Лундгрен, Удо Кир и сам Такэси Китано. Успех предыдущего фильма с Киану Ривзом «Скорость» сыграл с «Мнемоником» злую шутку — студия в последний момент решила перемонтировать картину без ведома режиссера, сделав ее более динамичной, что, в свою очередь, привело к кассовому провалу. В первоначально задуманном виде работу Лонго зрители смогли увидеть только в 2022 году, когда была выпущена стильная черно-белая версия фильма.
«Трон» вышел в далеком 1982-м, опередив свое время и технически, и сюжетно. Кевин Флинн (Джефф Бриджес) — программист, отстраненный от собственных разработок главой компьютерной корпорации ENCOM. В попытке выяснить, почему его уволили, Флинн попадает под действие экспериментальной машины по оцифровке. Так программист переносится в киберпространство, где все программы — живые существа под деспотичным управлением вышедшего из-под контроля искусственного интеллекта. Флинн один может восстановить справедливость и в виртуальном, и в реальном мирах.
«Трону» не повезло выйти в один год с «Инопланетянином» и «Бегущим по лезвию», отчего фильм не получил должного внимания. Однако мимо картины просто не могли пройти технические специалисты. «Трон» стал одним из первых фильмов, где широко использовались компьютерные спецэффекты, без него не было бы ни «Истории игрушек», ни «Парка Юрского периода». Хотя долгое время достижения «Трона» преуменьшали. Например, фильм не получил номинацию на «Оскар» за лучшие спецэффекты — киноакадемики сочли компьютерную графику «мошенничеством», отдав победу «Инопланетянину».
Умственно неразвитый парень Джоб (Джефф Фэйи) живет при церкви и работает садовником. Однажды его замечает доктор Лоуренс Анджело (Пирс Броснан), занимающийся программой стимуляции мозга, и предлагает участие в эксперименте по совершенствованию мыслительных способностей. С помощью системы виртуальной реальности и инъекций ноотропных препаратов Анджело добивается взрывного роста интеллекта Джоба, что приводит к пугающим последствиям. Бывший газонокосильщик решает свободно распоряжаться полученным даром, переносит сознание в виртуальную реальность и становится богом из машины.
Вопреки названию и первоначальному упоминанию Стивена Кинга в соавторах сценария, «Газонокосильщик» не является экранизацией одноименного рассказа Короля ужасов. Продюсеры позже поплатились за «хитрый» рекламный ход, когда Кинг через суд потребовал убрать свое имя из титров. Режиссер Бретт Леонард и продюсер Гимелл Эверетт при разработке сценария опирались на другое важное литературное произведение — рассказ Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Герой рассказа, как и Джоб, проходит процесс расширения возможностей мозга, хоть и не прибегает к помощи виртуальной реальности.
Переполненная поп-культурными отсылками история парня по имени Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) повествует о мире недалекого будущего, где в упадке все, кроме видеоигр. Точнее, одной глобальной онлайн-игры в виртуальной реальности под названием ОАЗИС. Надевая VR-очки, игроки становятся кем угодно и попадают в один из миллионов миров с неограниченными возможностями. Создатель ОАЗИСа Джеймс Холлидей (Марк Райлэнс) перед смертью спрятал в игре «пасхальное яйцо», нашедший его получит контроль над всей программой. Уэйд, в виртуальном мире известный как Персиваль, тоже вступает в гонку за призом и получает первый из трех ключей, ведущих к «пасхалке». Но кроме тысяч игроков за ключами охотится алчная корпорация во главе с Ноланом Сорренто (Бен Мендельсон), жаждущим заполучить ОАЗИС и заполонить киберреальность рекламой.
«Первому игроку приготовиться» — грандиозный проект Стивена Спилберга. Студия получила права на экранизацию одноименного романа Эрнста Кляйна в 2010 году, еще до выхода книги. Фильм представляет собой лоскутное одеяло, сотканное из отсылок к сотням икон поп-культуры, от «Сияния» до Adventure — одной из первых культовых видеоигр, а просмотр превращается в увлекательный поиск знакомых героев книг, игр, фильмов и комиксов.
«Тринадцатый этаж» — еще один незамеченный шедевр, которому не повезло с датой выхода. Сюжет представляет собой запутанный многоуровневый детектив про симуляцию внутри киберпространства. Создатель совершенной VR-системы Хэннон Фуллер (Армин Мюллер-Шталь) убит в собственном кабинете. Все улики указывают на его соратника Дугласа Холла (Крейг Бирко). Чтобы найти убийцу и восстановить доброе имя, Холл погружается в виртуальную реальность — смоделированный Лос-Анджелес 1937 года, жители которого даже не подозревают об искусственности своего происхождения.
«Тринадцатый этаж» был прохладно встречен критиками, фильм ругали за сложный сюжет, но хвалили за визуальные эффекты. Зрителей синтез неонуара и киберпространства тоже не сильно впечатлил, тем более что в этом же 1999 году вышла «Матрица», где схожие идеи перемешаны с яркими спецэффектами и популярной моралью.
Итало-французский киберпанк — птица для кино настолько редкая, что «Нирвану» Габриэле Сальватореса вспоминают разве что ярые фанаты жанра. Сюжет строится вокруг разработчика Джими (Кристофер Ламберт), который внезапно узнает, что Соло (Диего Абатантуоно), один из персонажей созданной им видеоигры Nirvana, обретает сознание. Соло устал от постоянного цикла смертей и перерождений и просит создателя стереть игру и прекратить его страдания. Но сделать это не так просто, Джими придется отправиться на поиски ангела — хакера, способного обойти защиту корпоративной сети.
«Нирвана» — сложная многослойная философская притча, прячущаяся под личиной киберпанка. Габриэле Сальваторес уместил под капотом своего детища индуизм, идеи Уильяма Гибсона и Уильяма Берроуза и отсылки к поп-культуре 80-х и 90-х. На выходе получилась монолитная эзотерическая фантастика, использующая темы виртуальной реальности как повод поговорить о вечном.
Комедийный боевик «Главный герой» как будто находится на противоположной части спектра от «Нирваны». Райан Рейнольдс играет Парня — обычного NPC (неигрового персонажа) в массовой многопользовательской онлайн-игре «Фри Сити». Парень работает клерком в банке, ежедневно выполняет одни и те же рутинные действия, как его и запрограммировали создатели. По счастливой случайности герой обретает сознание и понимает, что находится в игре.
У Шона Леви получилась одна из лучших фантастических комедий про виртуальную реальность. Смотреть «Главного героя» легко и приятно. Райан Рейнольдс, как всегда, органично смотрится в роли обаятельного недотепы с большим сердцем, а поддержку ему оказывают прекрасные Джоди Комер и Джо Кири в роли программистов-идеалистов, сражающихся за виртуальный мир без капиталистического оскала. Единственный спорный момент фильма — герой Тайки Вайтити, корпоративный кривляка-босс Антван Ховачелик, который, впрочем, тоже вполне справляется с ролью максимального раздражителя.