Winona forever: несмотря на то что Джонни Депп скорректировал ту самую легендарную татуировку в честь возлюбленной и Вайнона стала вином, у всего мира осталась мантра «Вайнона навсегда». Кажется, что принцесса склепов и отважная миссис Байерс с нами вечно, и сложно вспомнить первое знакомство актрисы и зрителей. В честь дня рождения Райдер вспоминаем ранние роли, которые определили ход дальнейшей карьеры Вайноны (и влюбляемся заново).
«Битлджюс» открыл миру не только саркастическое обаяние Вайноны, но и дверь в параллельные миры Тима Бертона. Режиссер уже успел проявить себя, но стал узнаваемым после могильной комедии о хулиганистом балагуре-мертвеце. Харизматичный дуэт актрисы и режиссера превратился в культовое трио в «Эдварде руки-ножницы»: к бледному очарованию Бертона и Райдер подключился эксцентрик Джонни Депп. Но в день рождения Вайноны хочется вспоминать именно «Битлджюса», задавшего психотип героинь Райдер: горькая ирония, едкий пессимизм с проблесками надежды, взбалмошный нрав и отличный гардероб в темных тонах. Сегодня «Битлжюс» смотрится чуть ли не остроумнее, чем в конце 80-х, и немалую роль в магии фильма сыграла природная непосредственность Вайноны.
«Смертельное влечение» — фильм истошно обожаемый, но довольно узким кругом лиц. Подростковую черную комедию с вкраплениями крови и убийств сложно определить без нюансов в нишу какого-либо жанра. Режиссер Майкл Леманн получил сценарий Дэниэла Уотерса, который когда-то предназначался Дэвиду Линчу, и сотворил броский гротеск у старшеклассников на костях. Вероника Вайноны Райдер — героиня сумасшедшей энергетики с крышесносными нарядами — пытается разобраться с социальными градациями публики выпускного класса. Меньше всего школьница ожидала, что поиски справедливости заведут ее за черту закона: к расправе над заклятой подругой Вероника была не готова. Запретная любовь, Бонни и Клайд (рокового любовника сыграл Кристиан Слэйтер) в старших классах, едкий взгляд на мир — поколенческий портрет Райдер заслуживает особенного места в поп-культурном пантеоне.
Еще одна девочка-бунтарка в багаже Райдер пытается вписаться в организм семьи. Великая Шер сыграла независимую мать-одиночку, а Вайнона и Кристина Риччи — дочерей, которые устали переезжать. «Русалки» — красочная открытка из 90-х, которую особенно хочется получить хмурой осенью. У Шарлотты Райдер сопротивление матери выливается в чрезмерную религиозность, но гормоны и взросление берут свое. В результате героиня оказывается стиснута и рамками приличия, и поисками одобрения, и желанием жить не по правилам. Райдер бесстрашно берется показать слом и амбивалентность девочки-подростка — и смех, и грех. К 1990 году Вайнона зарекомендовала себя как состоявшаяся артистка: роль у Ричарда Бенджамина стала не результатом случайности или одной лишь природной органики, а показателем мастерства и профессионализма актрисы.
Благодаря амплитуде актерского диапазона Вайнона Райдер угодила и в андеграундный мир Джима Джармуша. Роль чумазой таксистки Корки вывела актрису на совершенно новый уровень известности (в малоизвестных кругах). Едва ли хоть про одну роль Райдер можно сказать, что она не на своем месте, но, кажется, в «Ночи на земле» никто и никогда не смог бы заменить и переиграть Вайнону. Среди изящных девушек и волшебных муз хамоватая девица в огромной футболке — отличный повод влюбиться в актрису раз и навсегда: вряд ли есть партии, которые Райдер не сможет сыграть.
«Эпоха невинности» — не самая знаменитая картина Мартина Скорсезе: экранизация одноименного и несомненно важного романа Эдит Уортон вышла тяжеловесной и слишком литературной (пассажи о долге и чести даются режиссеру лучше, чем опусы о любви). Вайнона Райдер играет роль второго плана и в фильме, и в жизни любимого мужа (Дэниэл Дэй-Льюис). Пока тот сгорает то от страсти, то от высокого чувства к чужой супруге (Мишель Пфайфер), благоверная смиренно ждет в гостиной у камина. Сценарно Райдер не досталось ничего кроме дежурных реплик покорной жены, вся драматургия — во взглядах актрисы и попытках улыбаться через силу, зная, что сердце супруга предпочло другую. После роли Мэй Вэлланд в Вайнону влюбились академики — работа под началом Скорсезе увенчалась первой номинацией на «Оскар» в возрасте 22 лет.
Экранизации «Маленьких женщин» в американском кинематографе отмеряют этапы истории: Вайнона Райдер получила роль писательницы-смутьянки Джо Марч на гребне третьей волны феминизма и явила миру новое прочтение любимой героини. Предшественницы Кэтрин Хэпберн и Джун Алиссон ставили на непоседливость и хулиганский нрав. Джо Вайноны вышла более строгой и серьезной в выводах: благодаря постановщице Джиллиан Армстронг мисс Марч досталось больше осознанности и решительности. Несмотря на то что Райдер привычнее видеть в выдуманных и часто зловещих мирах, мисс Марч в исполнении актрисы вышла самой приземленной из экранных воплощений и при этом живой. Кажется, в схожем ключе мыслила героиню и Луиза Мэй Олкотт. За «Маленькими женщинами» последовала вторая номинация на «Оскар», которая пусть и не увенчалась триумфом, но утвердила профессиональный статус артистки.
Список можно завершить множеством ролей: и маленьким ромкомом «Реальность кусается», и недооцененным четвертым «Чужим», и взбалмошной «Прерванной жизнью», но, чтобы по-настоящему любить, надо немного ненавидеть. Героини Вайноны всегда балансируют на грани, и даже если она вживается в шкуру социопатки-аутсайдерки, то все равно вызывает бешеную симпатию по ту сторону экрана.
«Суровое испытание» — редкое исключение, где Райдер провоцирует бесконечное раздражение и досаду. Эбигейл, движимая ревностью и желанием обладать, готова уничтожить законную супругу мужчины, в которого влюблена (вновь в паре Дэниел Дэй-Льюис). Драматург Артур Миллер рисует начало вспышки охоты на ведьм через соседские склоки и ожесточенность жителей Салема. Колдовство не больше чем предлог, чтобы поквитаться с недоброжелателями, а запускает истерию подозрений именно героиня Райдер.