Библиотека Criterion Channel открыла секцию эротического триллера — несправедливо забытого жанра, расцвет которого пришелся на конец двадцатого века. В коллекцию попали «Подставное тело» Брайана Де Пальмы, «Цвет ночи» Ричарда Раша, «Связь» Вачовски и многое другое. Рассказываем о каждом фильме по очереди.
«Бритву» от признанного мастера жанра эротического триллера Брайана Де Пальмы в свое время ругали за нелепый сюжет и слабую актерскую игру, фильм даже получил три номинации на антипремию «Золотая малина». Тем не менее массовому зрителю работа Де Пальмы скорее понравилась: при бюджете в 6,5 млн долларов «Бритва» умудрилась собрать в прокате порядка 30 млн, что считалось абсолютно невиданным результатом по меркам того времени. Спустя сорок лет после своего выхода картина вошла в разряд культовых наряду с другими, менее известными детищами режиссера. Действие «Бритвы» разворачивается вокруг загадочной блондинки Бобби, движимой ненасытной страстью к убийству. Орудием убийства Бобби служит острая бритва, с которой она ходит по многолюдным улицам Нью-Йорка.
Главный герой остросюжетного неонуара «Жар тела» — преуспевающий адвокат Нед Расин (Уильям Херт) — начинает крутить тайный роман с замужней женщиной по имени Мэтти Уолкер (Кэтлин Тернер). По ходу развития событий Мэтти убеждает новоявленного любовника в том, чтобы тот помог ей раз и навсегда избавиться от опостылевшего супруга. К собственному удивлению, Нед соглашается. Дебютную картину Лоуренса Кэздана часто сравнивают с «Почтальон звонит дважды», «Двойной страховкой» и даже «Одержимостью» Висконти. На деле же «Жар тела» выходит за рамки своих предшественников, смешивая элементы жанра эротического триллера с классическим нуаром, выдавая на суд зрителей историю о роковой силе женского очарования.
«Преступления на почве страсти» Кена Рассела — еще один серьезно пострадавший от критики прошлого триллер, который тем не менее смог остаться в межпоколенческой памяти вплоть до наших дней. События фильма разворачиваются вокруг женщины (Кэтлин Тернер), ведущей двойной образ жизни. Днем она преуспевающий дизайнер, а ночью — ночная бабочка по кличке Голубая китаянка. В один прекрасный день главная героиня знакомится с женатым детективом (Джон Лофлин), в которого тут же влюбляется. В «Преступлениях на почве страсти» помимо целого калейдоскопа будоражащих воображение сексуальных сцен можно разглядеть остросоциальную драму о взаимоотношениях полов. Оба персонажа — жертвы несчастливой судьбы и затянувшейся депрессии, которые только в объятиях друг друга возвращаются к пониманию настоящей жизни и любви.
Еще один триллер Брайана Де Пальмы, на этот раз с более достойными регалиями. «Подставное тело» повествует о неудачливом актере Джейке (Крейг Уоссон), который решает уйти от жены и поселиться у давнего знакомого. В новой квартире внимание героя тут же привлекает загадочная соседка (Мелани Гриффит) — каждую ночь девушка подходит к окну и начинает танцевать для него стриптиз. Многодневный сталкинг оборачивается трагедией — незнакомку хладнокровно убивают, а сам Джейк становится единственным свидетелем произошедшего. По большому счету «Подставное тело» выглядит как сексуализированная версия легендарного «Окна во двор» Альфреда Хичкока, не зря самого Де Пальму неоднократно называли его самым успешным учеником.
Медитативный «Цвет ночи» с Брюсом Уиллисом, как и многие другие фильмы в нашем списке, в свое время получил множество кинокритических тумаков. Более того, «Цвет ночи» получил номинации почти во всех категориях антипремии «Золотая малина», таким образом поставив своеобразный антирекорд среди эротических триллеров. Впрочем, выиграл «Цвет ночи» только в одной — «худший фильм года». В 20-е детище Ричарда Раша вошло с несколько восстановленной репутацией, как достойный, пусть и слегка вторичный двойник «Основного инстинкта». Главный герой ленты — нью-йоркский психолог (Брюс Уиллис), который пытается помочь полиции расследовать зверское убийство близкого друга и коллеги. По ходу дела он понимает, что в произошедшем может быть замешан один из клиентов покойного приятеля.
Как и «Жар тела», «Последнее соблазнение» Джона Дала сконцентрировано на образе роковой женщины. Впрочем, Мэтти Уолтерс кажется невинной овечкой на фоне главной героини фильма Бриджит (Линда Фиорентино), которая сбегает от мужа Клэя (Билл Пуллман), забрав все его деньги, а затем соблазняет наивного Майка (Питер Берг) и подговаривает его убить обманутого Клэя. Потрясающее перевоплощение Фиорентино — возможно, первая и единственная причина смотреть этот фильм. Многочисленные манипулятивные схемы Бриджит способны восхитить любого даже самого отъявленного махинатора. В качестве основного оружия героиня использует собственную красоту и привлекательность, подкрепляя их абсолютно непробиваемой уверенностью в себе.
«Связь» — дебютная режиссерская работа сестер Вачовски, созданная на стыке жанров эротического триллера, неонуара и даже мафиозной драмы. Но, что самое важное, «Связь» — один из самых смелых фильмов 90-х. Действие ленты разворачивается вокруг Корки (Джина Гиршон), которая нанимается делать ремонт в доме криминального авторитета Сизара (Джо Пантолиано), но в итоге решает сбежать с его любовницей Вайолет (Дженнифер Тилли), предварительно ограбив Сизара на крупную сумму. Увы, мафиози такого отношения к себе не прощают и решают жестоко отомстить главным героиням.