23 января Американская киноакадемия объявила шорт-лист номинантов на премию «Оскар-2025», в числе которых оказались трехчасовая драма «Бруталист» режиссера Брэйди Корбета и скандальный мюзикл «Эмилия Перес» Жака Одиара. В обоих фильмах открыто использовались технологии искусственного интеллекта, однако только «Бруталист» оказался в центре скандала. В нашем новом материале пытаемся разобраться, справедлива ли критика в отношении Корбета и почему она не коснулась Одиара.
Зачем понадобился ИИ в работе над «Бруталистом»?
В центре сюжета фильма «Бруталист», который совсем недавно стал трехкратным лауреатом «Золотого глобуса», находится венгерский архитектор Ласло Тот (Эдриан Броуди). После завершения Второй мировой войны он эмигрирует в США ради так называемой «американской мечты». Поначалу карьера архитектора не складывается, однако после знакомства с таинственным миллионером Харрисоном Ли Ван Бюреном (Гай Пирс) у Тота появляются первые внушительные заказы.
В начале января монтажер «Бруталиста» Давид Янчо дал большое интервью изданию Red Shark News, в котором подробно рассказал об использовании технологий ИИ во время постпродакшена фильма. Съемочная команда, в частности, прибегла к услугам программы Respeecher для того, чтобы синтезировать венгерский акцент двух главных героев — Ласло Тота и его супруги Эржебет (Фелисити Джонс). Здесь важно отметить, что общий хронометраж «Бруталиста» составляет три с половиной часа, а на венгерские диалоги приходится всего семь минут.
В ходе разговора Янчо подчеркнул, что ИИ не изменял речь актеров полностью, а лишь уточнял отдельные звуки, чтобы улучшить их акцент:
«В большинстве диалогов актеров можно услышать частичку моего голоса. Мы внимательно следили за тем, чтобы сохранить актерское исполнение, и в основном меняли звуки — то тут, то там. Все это можно было бы сделать с использованием программы ProTools самостоятельно, но в фильме много диалогов на венгерском, мы хотели ускорить процесс и не затягивать с постпродакшеном».
Янчо, который сам родился и вырос в Венгрии, считает родной язык чрезвычайно сложным для изучения иностранцами, использование ИИ, по его словам, лишь сэкономило съемочной команде время и деньги. Более того, подобная «чистка» звука на постпродакшене является абсолютной нормой для современного кинопроизводства. Известно также, что художник-постановщик «Бруталиста» Джуди Бекер использовала генеративную нейросеть Mid Journey в финальной сцене фильма (ее длительность составляет меньше минуты). Программа, которая заточена на создание изображений по текстовым описаниям, нарисовала три эскиза несуществующих зданий в стиле «брутализм», которые «сыграли» здания Ласло Тота.
Как ИИ повлиял на репутацию «Бруталиста» на «Оскаре»?
После объявления шорт-листа «Оскара» интервью Давида Янчо было опубликовано в одной из веток Reddit — между пользователями разгорелся жаркий спор о том, насколько справедливыми являются номинации «Бруталиста» в категории «лучший актер», «лучшая актриса» и «лучший фильм». Могут ли Эдриан Броуди и Фелисити Джонс претендовать на статуэтку, если часть их перформанса была сгенерирована ИИ? Ряд пользователей выразили убеждение в том, что создание акцента является непосредственной частью работы актера, а внедрение высоких технологий должно быть исключено.
Впрочем, нашлись и те, кто вступился за «Бруталиста» — в конце концов использование ИИ давно вошло в норму киноиндустрии. Кроме того, главный соперник Корбета на «Оскаре» — Жак Одиар — также использовал программу Respeecher для улучшения музыкальных выступлений с участием Карлы Софии Гаскон. На голос Гаскон, в частности, был наложен вокал французской поп-певицы Камиллы. Создатель байопика «Мария» о французской певице Марии Каллас Пабло Ларраин прибег к аналогичной технологии для расширения вокального диапазона Анджелины Джоли: на ее голос в фильме были наложены оперные записи самой Каллас. Даже в нашумевшей «Богемской рапсодии» во всех музыкальных сценах с участием Рами Малека использовался не его голос, а микс с выступлений Фредди Меркьюри и канадского певца Марка Мартеля.
Такое пристальное внимание к использованию ИИ в постпродакшене «Бруталиста», во- первых, связано с тем, что только-только прошли голливудские забастовки, где сценаристы отстаивали право на запрет обучения ИИ по их текстам — общественность уже настроена враждебно. Во-вторых, случай довольно необычный: в кино не так часто прибегают к синтезу того или иного акцента, в то время как условный «тюнинг» вокала стал чем-то привычным для массовой аудитории — как в кино, так и в музыке. В любом случае наличие технологий ИИ в венгерских диалогах Фелисити Джонс и Эдриана Броуди их вклад в перформанс ничуть не умаляет — по крайней мере, так утверждает режиссер «Бруталиста» Брэйди Корбет.
Как Брэйди Корбет отреагировал на обвинения?
После того как общественный резонанс вокруг «Бруталиста» попал в западную прессу, Корбет был вынужден дать публичный ответ на обвинения. В интервью изданию Deadline Корбет, в частности, заявил, что ни одна английская фраза, которых в фильме большинство, корректировке ИИ не подвергалась. Более того, перед началом съемочного процесса Броуди и Джонс на протяжении нескольких месяцев занимались с преподавательницей Танерой Маршалл — все для того, чтобы добиться идеального венгерского произношения. Для Эдриана, у которого венгерское происхождение, этот процесс был чуть легче, для Фелисити — чуть сложнее.
«Мы стремились сохранить реалистичность произношений Эдриана и Фелисити, а не заменить или изменить его. Все было сделано с глубоким уважением к работе актеров».
О проблемах использования ИИ в кинематографе в свое время справедливо говорил режиссер Пол Шредер, однако ни одна из его претензий — копирование идей и стиля кинематографистов — не актуальна для «Бруталиста», команда которого подошла к возможностям новых цифровых технологий с большой осторожностью и скорее вынужденно, чем по желанию. Пора признать, что ИИ можно использовать в абсолютно разных целях, и далеко не все из них сомнительные или этически спорные.