Несмотря на более чем вековую историю жанра, саги о фронтире и по сей день продолжают пользоваться огромным спросом среди аудитории. По этому поводу собрали подборку новых вестернов, среди которых как ревизионистские эксперименты современных классиков, так и конвенциональные истории о бравых ковбоях.
В основу шестисерийного шоу легли события, произошедшие в 1857 году на территории штата Юта и окрещенные «Резней в Маунтин-Медоуз». В течение нескольких дней мормонская милиция нападала на караван первопроходцев, державших путь из Арканзаса в Калифорнию. В ходе жестокого нападения погибло более 100 невинных мужчин, женщин и детей. Режиссер Питер Берг («Хэнкок», «Глубоководный горизонт») и сценарист Марк Л. Смит («Выживший», «Смерч 2») попытались осмыслить трагическую веху американской истории.
Сериал достаточно вольно обходится с историко-культурным ландшафтом страны, представ скорее фантазией на историческую тему, нежели достоверной костюмной драмой. Растянувшаяся в реальности на четыре дня бойня в сериале представлена эффектным, снятым одним кадром трехминутным эпизодом. «Первозданная Америка» — конвенциональный вестерн с обилием жестоких экшен-сцен, который не упускает возможности взглянуть в страшное прошлое. Времена, когда разница между цивилизованностью и цивилизацией была огромной, а индигенные народы страдали не только от первопроходцев, но и от религиозных фанатиков.
Режиссерский дебют клипмейкера Макса Шишкина назвать вестерном можно с оговоркой: слишком уж эклектичным получился постапокалиптический блокбастер. В собранном из хитов VHS-проката фильме прослеживается влияние «Безумного Макса» и «Олдбоя», «Книги Илая» и «Игры престолов» и, помимо всего прочего, жестоких спагетти-вестернов.
В бредущем сквозь пустыню с пулеметом наготове герое Юрия Колокольникова угадывается Джанго из одноименного фильма Серджио Корбуччи — оттуда же в «Последнего ронина» перекочевала и сцена с отрезанным ухом. Шишкин пытается адаптировать чуждый российским реалиям жанр, породнив историю о цикличности насилия с эстетикой вестерна. Только вместо Дикого Запада персонажи «Последнего ронина» пытаются освоить постапокалиптическую пустошь, в ночи которой скрываются не коренные народы и койоты, а отряд наемников и роботы-убийцы. С такими противниками одним винчестером не справишься.
«1923» стал еще одним спин-оффом франшизы «Йеллоустоун» — приквелом оригинального сериала и одновременно сиквелом «1883». Создателем шоу выступил Тейлор Шеридан — отец всей сериальной саги о семействе Даттон. На этот раз владельцам огромного ранчо придется столкнуться не только с жадными до земли конкурентами, но и с надвигающейся Великой депрессией. Главные роли исполнили Харрисон Форд и Хелен Миррен — последняя за роль в сериале была номинирована на «Золотой глобус».
1923 год. Америка на пороге экономического кризиса, однако в штате Монтана он наступил на несколько лет раньше. Саранча — словно восьмая кара из казней египетских — обрушилась на земли фермеров, уничтожив все пастбища и урожай. Для прокорма животных местным скотоводам не хватает угодий, и они вторгаются на чужую землю, что для суровых нравов Дикого Запада равнозначно объявлению войны. «1923» — жестокий и прямолинейный вестерн под стать эпохе, о которой рассказывает.
Премьера ревизионистского вестерна Педро Альмодовара состоялась в рамках Каннского фестиваля 2023 года. Несмотря на скромный хронометраж в 31 минуту, работа прославленного испанца стала одной из самых обсуждаемых лент смотра. Все дело не только в громких фамилиях в титрах — главные роли исполнили Итан Хоук и Педро Паскаль, а Энтони Ваккарелло, креативный директор Saint Laurent, выступил одним из продюсеров и художников фильма, — но и в интонациях, подобранных режиссером для демонстрации саги о фронтире.
Ковбой Сильва пересекает пустыню верхом на лошади, чтобы навестить старого друга шерифа Джейка. Товарищи не виделись 25 лет, поэтому после неловкого приветствия мужчины за бокалом вина предаются воспоминаниям о днях минувшей молодости, проведенной в Мексике в винных погребах вместе с куртизанками. Ностальгию героев прерывает страшная весть: в городе убили женщину, жену покойного брата шерифа, а главный подозреваемый — сын его старого друга. Блюстителю закона предстоит сделать сложный моральный выбор. «Странный образ жизни», как и ранее «Власть пса», использует Дикий Запад, ковбоев с пушками и шумные салуны, в которых каждый вечер неизменно заканчивается дуэлью, как декорации для разговора о подавлении и принятии собственной сексуальности.
Если в рамках Каннского фестиваля 2023 года жанр был представлен ревизионистской короткометражкой, то уже на следующий год — размашистым трехчасовым полотном. Симптоматично, что премьера «Горизонтов: Часть 1», как и «Мегалополиса», состоялась на Лазурном берегу. И, как и в случае с фильмом Копполы, конструкция Кевина Костнера оказалась устаревший на пару десятков лет, по итогу пошатнувшись под весом собственных амбиций.
Однако для любителей классических вестернов «Горизонты: Часть 1» может показаться дистиллированным жанровым удовольствием. Для этого у фильма есть все: жестокие схватки аборигенов и первопроходцев, блондинка в беде, а также суровой ковбой, привыкший вести диалог с помощью револьверов. Консерватор Костнер вернул жанр к истокам и останавливаться не намерен. Вторая часть олдскульного вестерна выйдет в российский прокат уже в апреле.
«Тайна шерифа Келли» стала финалом трилогии низкобюджетных вестернов от режиссера Джо Корнета и продюсера Александра Невского — ранее были «Нападение на Рио Браво» и «Затерянные в Рио Браво». Серия фильмов от интернационального дуэта — вольная адаптация культового вестерна Ховарда Хоукса «Рио Браво», в котором шерифа маленького городка Джона Ченса (Джон Уэйн) сменил бывший генерал Российской империи Иван Турчин (Невский).
На этот раз Иван Турчин совместно с местным представителем закона Верноном Келли (Джо Корнет) пытаются очистить мексиканскую границу от бандитских группировок и найти золото Конфедерации, пропавшее во время Гражданской войны. Любители честного кино категории B могут быть спокойны: «Тайна шерифа Келли», как и предыдущие части франшизы, — причудливый DIY-фильм, гимн маскулинности и мачизму в дешевых декорациях.
Режиссером экранизации одноименного романа Джона Лэнсдэйла выступил Эллиотт Лестер, ранее прославившийся боевиками с Джейсоном Стэйтемом («Без компромиссов») и Арнольдом Шварценеггером («Последствия»). Жестоким экшен- сценам нашлось место и в «Чаще» — суровом зимнем вестерне с Питером Динклейджем и Джульет Льюис.
Сюжет «Чащи» не отличается оригинальностью, однако компенсирует узнаваемые тропы зрелищными перестрелками и фактурными персонажами. Питер Динклейдж в очередной раз доказывает, что является артистом широкого актерского диапазона и роль трикстера Тириона не была венцом его карьеры. «Чаща» демонстрирует варварские обычаи в Америке начала XX века. Зимние пейзажи прекрасно дополняют ощущение фатальности и обреченности, показывая не только суровые будни обитателей Дикого Запада, но и холод внутри персонажей.
В центре лирического вестерна Вигго Мортенсена — трагичная история отношений одинокого плотника (Мортенсен) и своенравной аристократки (Вики Крипс). В США идет Гражданская война, мужчины покидают дома и отправляются на фронт. Пока их жены вынуждены самостоятельно заботиться о хозяйстве, воспитывать детей и ежедневно ходить на работу.
Дуэт актеров разыгрывает на экране трогательную историю любви с первого взгляда, которая зародилась вопреки обстоятельствам. Вигго Мортенсен переосмысляет жанр, предлагая зрителям суровую сагу о фронтире с позиции женской перспективы. В «Мертвые не причиняют боли» находится место и для перестрелок ковбоев, и для душераздирающей вендетты. Однако в первую очередь это история о сильной женщине, вынужденной вести личную войну, даже находясь вдали от боевых действий.