2020 год был богатым на качественные российские сериалы, выпущенные онлайн-кинотеатрами, и поэтому на самоизоляции нам есть чем развлечься. Рассказываем, какие из новых оriginals самые стильные и цепляющие, и объясняем почему.
Сериал про четырех девушек, пытающихся открыть фитнес-клуб в маленьком кавказском городке, летом взорвал медиапространство страны. Секрет не только в пронзительной истории и прекрасном касте: «Чики» будто открыли нам новую Россию, далекую от Садового кольца, но при этом феерическую, сочную, интригующую и фактурную.
Залитые солнцем подсолнечные поля, шашлычный дымок и вольные казацкие вайбы здесь прекрасно сочетаются с миром коррумпированных ментов и бандитов, сам сериал затрагивает важные проблемы бедности, упадка морали и пренебрежения к женщинам. Так же, как 30 лет назад Линч создал американский провинциальный миф в «Твин Пиксе», Оганесян эстетизирует на экране российскую глубинку. Несколько клишированный финал и персонажи-маски в «Чиках» лишь обнажают общую стилевую выдержанность и придают истории шарм.
«Далеко шагнула Европа в вопросах нарушения моральных устоев, но и Москва не отстает!» Если «Чики» раскрывают нам неизвестные стороны русской провинции, то основанные на сатирических рассказах Александра Цыпкина «Беспринципные», напротив, знакомят с жизнью циничной московской богемы.
Прожигающие жизнь на Патриарших прудах «сливки общества» считают измену прекрасным дополнением крепких семейных отношений, записывают в телефоне любовниц именем знакомого майора ФСБ Геннадия Валентиновича, притворяются двойниками самих себя, чтобы избежать наказания за старую аферу, и не раздумывая меняют искреннюю любовь на карьерные перспективы.
Герои «Беспринципных» изворотливы, жадны, завистливы и эгоистичны, но при этом они… раз за разом наступают на расставленные ими же грабли, поднимая нам этим настроение. 2020 год довольно нас пугал, настало время и посмеяться.
Наполненный тоннами интеллектуальных отсылок и культурных оммажей сериал бывшего кинокритика «Афиши» Романа Волобуева рассказывает историю о трех амбициозных создательницах телеграм-канала, уверенно захватывающих позиции в запрещенной (на момент съемок: сейчас телеграм вполне легален) медийной платформе. На этом трудном пути их поджидают скандальные разоблачения, просроченные кредиты и секс без обязательств.
Энциклопедия современных масс-медиа и одновременно российский Newsroom на минималках: вы будете ненавидеть зазнавшихся пташек, возомнивших себя черт знает кем, возмущаться идеализмом Волобуева, который делит мир на черное и белое, демонизируя любую государственную структуру и воспевая борцов за либеральную демократию, но не досмотреть до конца этот образчик мозаичной хипстерской идеологии вы просто не сможете.
Ворвавшийся в нашу нестабильную жизнь аккурат в начале карантина «Колл-центр» вызывает в памяти сразу и «Пилу», и «Эксперимент “Офис”». На 12-м этаже делового центра находится интернет-магазин для взрослых. Придя на работу в самый обычный день, двенадцать (!) сотрудников колл-центра узнают, что в помещении бомба. Голоса неизвестных, представившихся «папой» и «мамой», угрожают взорвать ее в любой момент.
Когда в киношных кругах обсуждают, почему в России так редко получаются хорошие триллеры, часто сетуют на недостаточную организованность нашей индустрии – дескать, чтобы и правда напугать людей, нужно все делать тщательно, филигранно, тютельку в тютельку, а у нас все вечно «как получилось, так и хотели». Поэтому и снимаем мы хорошо только комедии и фильмы про советских хоккеистов.
Но Чупову с Меркуловой удалось победить и систему, и национальный характер: опираясь на яркие детали, проработанные типажи и тонкие психологические находки, они втягивают нас в вязкое пространство страха и неопределенности, в лучших традициях фильмов Николаса Рефна и Джеймса Вана.
Неонуарная Россия с бездонными спальными районами, сатанинскими обрядами, честными копами, над которыми отцы жестоко издевались в детстве, депрессией как будничной нормой. Расследуя дело о ритуальных убийствах подростков, следователи сталкиваются с абсолютным злом, водоворотом большого города, уничтожающим слабых – тех, кого никто не ждет дома и не любит, само существование которых кажется ошибкой, сбоем в системе.
Крепкий, атмосферный, цепляющий сюжет и диалоги, в которые веришь, сочетаются в «Водовороте» с неожиданным и свежим кастом, сталкивающим героев старой школы (Владимир Вдовиченков, Игорь Миркурбанов) с поколением «Мукки» и «Пошлой Молли» (Алена Михайлова, Ангелина Загребина). Среди других плюсов «Водоворота» атмосферная музыка и филигранная цветокоррекция.
«Вам стыдно, страшно, тревожно, мучает совесть? Это мешает жить, правда? Я могу облегчить ваши страдания». Олег – московский психотерапевт, работающий с благополучным средним классом. Но на психа больше походит именно он.
Кризис среднего возраста, пропавшая без вести жена, медикаментозная зависимость, раздражительность и нарастающая агрессия – все эти проблемы вкупе с меланхоличным складом характера заставляют Олега изыскивать странные творческие решения, чтобы снова прийти в норму. Например, он путешествует по городу на электросамокате и встречается с резиновой куклой. Когда клиент жалуется на психолога в комиссию по этике, Олегу приходится защищать еще и свою профессиональную репутацию.
«Разве это жизнь?»: сериал Федора Бондарчука по сценарию его пассии Паулины Андреевой исследует неврозы столичных жителей, жизнь которых настолько лишена смысла, что им впору выдумывать себе вторую биографию. Отдельно хочется отметить Константина Богомолова в главной роли: его типаж постаревшего Печорина идеально пришелся ко двору, добавив истории стиля и органики.
(2-й сезон)
«Состояние Нателлы Наумовны резко ухудшилось. Она была убита шампуром от электрошашлычницы». «Внутри Лапенко» – не совсем originals: сериал выходит на канале актера Лапенко в YouTube. Но не упомянуть в обзоре его просто нельзя. Звезда Антона Лапенко взошла на интернет-небосклоне прошлой зимой, и за 2020 год харизматичный «селфи-актер» успел понравиться всей прогрессивной молодежи, стать гостем у Юрия Дудя, выпустить второй сезон своего шизоидно-экзистенциального сериала и даже заработать миллион долларов на рекламе.
Причина популярности «Внутри Лапенко» кроется в смешении ностальгического жанра с отвязным кривлянием и буффонадой, которых нам так сильно не хватало последние 20 лет, когда с экранов исчезло культовое шоу Дмитрия Нагиева «Осторожно, модерн!» и страна, став вдруг серьезной и напыщенной, отважно прыгнула в кроличью нору синтетического гламура.
Во втором сезоне «Внутри Лапенко» действие стало более насыщенным и динамичным: злая фурия Нателла Наумовна захватывает власть в России, а другие герои пытаются ей противостоять. Попутно рокер Шершняга споет свой новый хит «Сон купца», а Журналист покажет несколько новых передач из цикла «Загадка дыры».