На дворе 14 февраля, любовь витает в воздухе, бумажные валентинки заполонили витрины магазинов. Не важно, проводите ли вы время в компании или одиночестве, хорошее кино может спасти любой вечер. Предлагаем сегодня забыть о классических слезовыжималках о чувствах до гроба и обратить внимание на другую сторону романтичного кинематографа. Собрали нежные, меланхоличные, уютные инди-картины, которые могут стать заменой Тому Хэнксу на крыше Эмпайр-стейт-билдинг и Джону Кьюсаку с магнитофоном в руках.
Время от времени в кино появляются портреты поколений, слепки знакомых чувств, отражения определенной декады жизни. Рубеж 30-летия, Джули пробует силы в разных сферах деятельности, разбирается с бойфрендами и путается в собственных чувствах. Фильм Йоакима Триера дышит поэзией повседневности и мелодией вечного взросления. Не нужен определенный повод, чтобы включить норвежскую ленту, но День влюбленных кажется особенно подходящим для просмотра. Найти себя в очертаниях Джули может каждый — и неистово влюбленный, и совершенно потерянный в этом празднике жизни.
Купер Рэфф — еще один режиссер, который фиксирует на экране героев на перекрестке жизни. Его персонажи — двадцатилетние молодые люди, немного неловкие и абсолютно растерянные перед необходимостью вступить во взрослую пору. Первокурсник Алекс (Рэфф сам сыграл главную роль) чувствует себя одиноким в колледже: ни друзей, ни девушки, ни хороших отношений с соседом. Однажды юноша решает пойти на вечеринку, где сталкивается с Мэг (Дилан Гелула). Студенты гуляют по городу, разговаривают без умолку, устраивают похороны черепахе — в общем, проводят идеальное свидание. По крайней мере, так казалось Алексу, пока на следующий день он не сталкивается с холодным отношением со стороны девушки. «Вписка» — «маленькое» кино с большим сердцем, которое к тому же отлично подходит для Дня всех влюбленных. Посудите сами, нетривиальная романтическая линия — есть, баланс юмора и меланхолии — имеется, живые несовершенные герои — на месте.
Если речь заходит о свидании мечты, то сложно не вспомнить нежнейшую трилогию Ричарда Линклейтера. В День влюбленных предлагаем пересмотреть ленту или взглянуть впервые на начало отношений Джесси (Итан Хоук) и Селин (Жюли Дельпи) и прогуляться вместе с героями по австрийским улочкам. Француженка и американец оказываются в одном вагоне поезда. Случайно брошенные взгляды вынуждают пассажиров отложить книги и насладиться обществом друг друга. Джесси предлагает Селин сойти в Вене и провести волшебный вечер вдвоем. Поток бесед, головокружение от эйфории, неловкие прикосновения — случайные путники шаг за шагом изучают город и друг друга. «Перед рассветом» — образец разговорного кино, которое держится на обаянии героев и харизме актеров. В какой-то степени фильм Линклейтера — классический вариант для Дня святого Валентина, способный зажечь искру надежды на чудо и напомнить о пресловутой романтике повседневности.
Сюжет «Доверия» не так просто описать. Дело не в том, что великий и недооцененный инди-режиссер Хэл Хартли снимает сложные картины, а в том, что обыденные ситуации в его фильмах приобретают фантасмагорический вид. Школьница Мария (Эдриенн Шелли) ждет ребенка и рассказывает семье о планах выйти замуж за своего парня-футболиста. Она дает пощечину отцу, а тот падает замертво. Девушка ищет утешение у бойфренда, но тот занят тренировкой. В конце концов героиня встречает Мэтью (Мартин Донован): он может починить все что угодно и носит с собой гранату. Герои Хартли преследуют странные цели, размышляют об обезумевшем мире и влюбляются в маргиналов. «Доверие», как и другие работы кинематографиста, словно бы существует в параллельной реальности. Если вы ищете неклишированные истории любви и радикальную альтернативу романтическим комедиям, то фильмография Хэла Хартли — настоящая сокровищница независимого кино.
Хэл Хартли открыл миру Эдриенн Шелли — актрису с безграничным потенциалом и трагической судьбой. Муза инди-автора закрепилась в истории не только благодаря очаровательным героиням с кукольной внешностью, но и за счет режиссерской деятельности. За короткую жизнь Шелли сняла три фильма, среди которых особенное место занимает «Официантка» — тихий феминистский манифест и кладезь рецептов: главная героиня находила эскапистское удовольствие в смешивании ингредиентов для пирогов (названия десертов заслуживают отдельного внимания). «Официантка» может стать самым неочевидным выбором для Дня святого Валентина. Едва ли прекрасный принц способен спасти несчастную американку, застрявшую в браке с абьюзером. Но Шелли и не стремится встать в один ряд с авторами золотых ромкомов. Ее кино в первую очередь ода любви к себе — чувству, о котором не стоит забывать ни в холодный февраль, ни в любой другой день.
В 1994 году Бен Стиллер, еще не особенно известный актер и режиссер, снимает трогательную комедию о любви в 1990-х (буквальный слоган фильма). Сюжет до боли прост и знаком: компания друзей из колледжа переходит от одного этапа в другой и сталкивается с тяготами взрослой жизни. Пульсацией фильма стала героиня Лелайна (Вайнона Райдер) — точная зарисовка кризиса четверти жизни. Девушка, как и ее приятели, беспокоится о пугающем будущем, безуспешно ходит на собеседования, еле сводит концы с концами и пытается разобраться в своих чувствах. Лелайна — начинающая кинематографистка. Она снимает документальный фильм о буднях, проведенных с друзьями. «Реальность кусается» и сам выглядит уютным домашним видео, которое обнаружили на пыльной полке и включили с целью вспомнить молодость. Насчет романтики не стоит беспокоиться: Бен Стиллер не удержался от сантиментов, а химия между Вайноной Райдер и Итаном Хоуком делает этот снимок жизни чуть более магическим.
Режиссерский дебют Зака Браффа можно выписывать в качестве утешительной пилюли во время хандры. И пусть нулевые стали пристанищем для manic pixie dream girl, а героиня Натали Портман — едва ли не золотым стандартом архетипа, фильм звезды «Клиники» напоминает место, куда хочется возвращаться. После смерти мамы Эндрю (Брафф) приезжает домой. Постоянная апатия и безразличие ко всему — такими словами можно описать состояние героя. Он решается отказаться от антидепрессантов, которые стали частью его жизни. В родном городе Эндрю встречает бывших одноклассников, пытается веселиться и знакомится с Сэм (Портман) — девушкой со странностями и хорошим музыкальным вкусом. «Страна садов» — тот фильм, на который хочется случайно наткнуться, провалиться в упоительное повествование, а после заслушать до дыр саундтрек. Кажется, звучит как неплохой вариант для вечера, когда человечество либо признается друг другу в любви, либо игнорирует слащавый праздник.