У многих зрителей до сих пор есть предрассудки к «детскому» кино — хотя оно давно доказало, что может быть умнее, остроумнее и трогательнее условно «взрослых» фильмов. Сегодня мы собрали именно такие картины: созданные для юной аудитории, но интересные в любом возрасте. От макабрических комедий до ироничного нуара — и ни одного «Пиксара».
Готическая комедия Барри Зонненфельда (автора «Людей в чёрном» и сериала «Лемони Сникет») объединяет, казалось бы, несовместимое: абсолютно макабрическую историю, где шутят про убийство родственников на электрическом стуле, с лёгкой интонацией семейной комедии. И, тем не менее, кино прекрасно работает — милый сюжет о возвращении мнимого (или нет?) брата Фестера изящно контрастирует с будничным мраком семейки, у которой главное фамильное развлечение — пойти на кладбище и выкопать пару трупов далёких предков. Готика в «Аддамсах» настолько гипертрофирована и гиперболизирована, что становится смешной: детям наверняка понравится местный уморительный слэпстик, а взрослые оценят кучу шуток, явно не предназначенных для маленькой аудитории.
Миядзаки — большой мастер делать кино, которое любят во всех возрастах. «Мой сосед Тоторо», на первый взгляд, совершенно детская история: маленькая девочка пошла в магический лес и подружилась с огромным плюшевым духом, будто специально нарисованным так, чтобы из него получилась популярная игрушка. Но всё не так просто. Копнёшь чуть глубже и «Мой сосед Тоторо» вдруг раскрывается как щемящая драма о страхе потери: встречи со сказочными существами становятся способом справиться с тяжёлой болезнью матери, лежащей неподалёку в больнице. Для Миядзаки эта тема очень личная: его мать тоже когда-то была прикована к постели из-за тяжёлой формы туберкулёза — и эту травму, как и многие другие (в том числе, военную) он пронёс сквозь своё вроде бы доброе и бесконечно светлое творчество.
Простой мальчик из британской провинции растёт в суровой религиозной семье, где запрещено читать что-то, кроме Библии, и уж тем более — смотреть телевизор. Вот только у него очень бурная фантазия, копия священного писания давно разрисована дикими сюжетами, и душа рвётся что-то создать. Однажды он решает поучаствовать в конкурсе короткометражных фильмов — хочет снять свою версию «Рэмбо», фильма, который он случайно увидел по ТВ у приятеля и был моментально сражён. Помогать ему будет буйный школьник Ли Картер (совсем молодой Уилл Портер), у которого в семье тоже непорядок: родители вечно в разъездах, а «крутой» старший брат постоянно издевается. С одной стороны, «Сын Рэмбо» — уморительная комедия о необузданной творческой силе, которую невозможно уместить в какие-либо рамки. С другой — неожиданно изящное высказывание о том, как через произведения искусства проявляются глубоко потаённые травмы. Злодеем в местном «Рэмбо» становится пугало — потому что отец главного героя умер от аневризмы, когда работал в поле — а кончается всё потрясающе искренним, разрывающим ткань фильма монологом. Наивность побеждает хитрый замысел, детство в очередной раз торжествует над взрослостью
Не так давно «Приключения Паддингтона 2» сенсационно забрали у «Гражданина Кейна» звание самого высокооценённого фильма всех времён на сайте Rotten Tomatoes. Можно сколько угодно спорить, настолько ли это хорошее кино, но у всеобщей любви к интеллигентному медвежонку есть свои причины. Что первая, что, особенно, вторая часть франшизы радуют не только весёлым приключенческим сюжетом — но и какой-то особой, подкупающей наивностью, сражающей зрителей наповал в любом возрасте. А ещё это просто эстетически приятное кино — местами сильно напоминающее работы Уэса Андерсона.
Вроде бы стандартный суровый нуар со всеми знакомыми маркерами: сухой закон, гангстеры, подпольные клубы и femme fatale. Но только вместо боевого оружия — водяные пистолеты, а хладнокровных бандитов и их хитрых пассий играют… дети. «Багси Мэлоун» — остроумная постмодернистская комедия, превращающая традиционный для жанра сюжет в пространство для ребяческих игр, и таким образом срывающая с него весь напускной пафос. Для маленького зрителя — прекрасный способ познакомиться с эстетикой и механикой нуара. Для взрослого — просто забавная шутка, с ног на голову переворачивающая знакомые архетипы и сюжеты.
Девочка и её отец, известный охотник на волков, приезжают из Англии в захолустный ирландский городок, где церковь только-только пытается навязать свои порядки. Вскоре героиня поймет, что хищники, терроризирующие местных и не дающие им расширить поселение — не обычные волки, а мифические оборотни, всего лишь защищают свою территорию. В знакомый сюжет о дружбе между человеком и природой великий аниматор Томм Мур умудряется интегрировать национальную трагедию ирландского народа — оторванного от своей культуры английской церковью и много лет страдавший от душащего империализма.
Обаятельная комедия о разумном поросёнке, воспитанном пастушьей собакой и пытающемся доказать хозяину фермы, что свиньи годятся не только как украшение обеденного стола. Режиссёр Крис Нунен и сценарист Джордж Миллер (да, тот самый, что сделал «Безумного Макса») задолго до «Паддингтона» доказали, что детское кино о говорящих животных может быть не только милым, но и умным. Как итог — умопомрачительные для жанра 7 номинаций на «Оскар»: в том числе в категориях «лучший фильм», «лучший режиссёр» и «лучший адаптированный сценарий». Если уж академики решили, что такое детское кино можно признать и на главной киноцеремонии, у родителей всего мира точно не должно быть с ним проблем.
Когда Шайа ЛаБаф был ещё подающим надежды молодым актёром, он сыграл в недооценённой комедии про парня Стэнли, которого по ложному обвинению в краже кроссовок отправляют в трудовой лагерь. Там таких же подростков заставляют копать ямы в пустыне: на словах — чтобы закалить характер, на деле — чтобы найти таинственный клад. Так начинается увлекательное приключение, внезапно связанное с родовым проклятием семьи Стэнли и ковбоями с Дикого Запада. И, заодно, с его собственной драмой взросления и попытками примириться со сложным фамильным прошлым.